Начало XI в. Русь только что пережила страшный период междоусобной войны. Земля истощена. Народ разобщён. Кому на долю выпадет бремя восстановить единство Руси после всех потрясений? Кто вытащит её из пучины невежества и возвысит до великой державы?
С вами Благовестник, и сегодня мы расскажем вам о Ярославе Мудром и первом русском по происхождении митрополите Иларионе.
Предисловие
После смерти князя Владимира его старший сын Святополк завязал борьбу за княжеский престол. Он отдал приказ убить своих младших братьев Бориса и Глеба, а потом избавился ещё от одного — Святослава. Тогда княживший в Новгороде Ярослав понял, что оказался следующим в списке. Между братьями началось жестокое противостояние. Победу одерживал то один, то другой. В 1019 г. Ярослав разбил войско старшего брата в решающей битве на реке Альта, именно там, где за четыре года до того по приказу Святополка был убит Борис После битвы Святополк пустился в бега и вскоре умер. Киевский престол перешёл к Ярославу.
Однако миром победитель наслаждался недолго. Не прошло и нескольких лет, как ему бросил вызов другой брат — Мстислав. Их соперничество скоро окончилось мирным договором и фактическим разделом Руси. Киев, Новгород и правобережье Днепра достались Ярославу, Черниговское княжество и левобережье — Мстиславу. После этого братья жили в мире и даже объединяли свои силы для борьбы против печенегов.
У Мстислава не было наследников — его единственный сын Евстафий умер прежде отца — поэтому после его смерти в 1036 г. Ярослав стал единовластным правителем всех русских земель. В этом же году он окончательно побил печенегов. Его победа послужила плодотворным толчком для развития, укрепления и просвещения страны.
Междоусобица показала Ярославу, насколько разобщёнными были русские земли. Он понимал: для того чтобы сделать из Руси могущественную державу, ей необходимо нечто такое, что объединило бы весь народ. Общий для всех порядок, общий закон, общий уклад и, что самое важное, общая для всех русских людей христианская вера.
1 Часть. Внутренняя политика
Ярослав начал с установления закона и порядка в русских землях. Он утвердил на Руси первый писанный свод законов — «Русскую Правду».
Затем Ярослав с величайшим тщанием занялся укреплением Русской Церкви.
Ярослав развернул по всей Руси масштабное строительство красивейших каменных храмов. Своим величественным обликом они уже сами по себе возвещали русскому народу Христианскую веру, показывали, сколь велико ее отличие от языческого варварства.
После победы над печенегами в Киеве заложили новый кафедральный собор в честь Святой Софии — князь Ярослав повторил название главной церковной святыни Константинополя. Ни один храм на Руси не мог сравниться с Софией Киевской. Позже Софийские соборы были возведены в Новгороде и Полоцке. Также в правление Ярослава появляется и знаменитый Киево-Печерский монастырь.
Ярослав видел свою задачу не сколько в территориальном распространении православия, сколько в более глубоком воцерковлении народа. А это было сложно сделать без духовенства, способного найти общий язык с простым людом.
В отличие от Греции, где духовниками как правило были опытные монахи-старцы, на Руси, где монашество только зарождалось, эта задача легла в основном на плечи приходских священников. Их обучали и готовили к служению при соборах и монастырях, которые также стали центрами древнерусской книжности. Сначала там переводили труды Святых Отцов и иные книги с греческого языка, но постепенно начали создаваться и оригинальные сочинения на славянском. Стали возникать первые библиотеки. Чтение и письмо становились доступными всё более широкому кругу лиц.
2 Часть. Внешняя политика
Международный престиж Руси в правление Ярослава значительно вырос. Об этом свидетельствуют блистательные династические браки его детей. Сыновья Ярослава были женаты на владетельных принцессах из Византии, Польши и Германии. Его дочь Анна вышла замуж за французского короля Генриха I и стала матерью короля Филиппа I — так что знаменитый Король-Солнце был прямым потомком святого равноапостольного Владимира и Ярослава Мудрого. Анастасия вышла за венгерского короля Андрея, а Елизавета — за норвежского короля Харальда. Монархи Европы считали за счастье породниться с могущественным Киевским князем, ибо трудами Ярослава Русь стала сильной, процветающей страной, с чьим мнением теперь приходилось считаться и на Западе, и на Востоке.
Политический и культурный подъём Руси не слишком-то был по нраву Византийским императорам, которые считали, что раз уж Русь приняла крещение от греков, то должна послушно следовать в орбите политики Византии. Напряжение между державами росло. Вскоре в Константинополе между византийцами и русскими стали возникать конфликты. В итоге один крупный инцидент стал для Ярослава последней капелей. Между Русью и Византией вспыхнула война.
Для Ярослава она закончилась неуспешно. Русский флот погиб в буре. Сухопутное войско потерпело поражение. Попавшие в поен к грекам русские воины были варварски ослеплены и отправлены обратно на Русь. Подобное отношение к пленным — а в Византии так поступали с восставшими рабами — сильно оскорбило Ярослава. Тем не менее, в 1046 г., наконец, удалось заключить мир, скрепленный браком сына Ярослава Всеволода на византийской принцессе.
3 Часть. Митрополит Иларион
До войны с Византийской империей во главе Русской Церкви стояли присланные из Константинополя греки. После войны Ярослав задумал ослабить церковное влияние Константинополя. Он выдвинул русского священнослужителя на пост митрополита — главы Русской Церкви. Подобный шаг вовсе не означал независимость. Ярослав стремился лишь к автономии, а не к разрыву с Константинопольским патриархатом.
На место митрополита был избран иеромонах Иларион.
Иеромонах — это священник, который принял решение стать монахом. А именно взять обет безбрачия, отречения от своей воли и богатства.
Иларион был человеком высокой культуры: он знал греческий язык, разбирался в богословии и византийской риторике, вёл аскетичный образ жизни. Для уединённой молитвы он выкопал себе небольшую пещерку на берегу Днепра.
Именно на её месте впоследствии и основали Киево-Печерскую лавру. Митрополит Иларион стал первым духовным писателем на Руси. Ему принадлежат «Слово о законе и благодати», «Молитва» и «Исповедание веры».
Вместе Ярослав Мудрый и митрополит Иларион ввели новый судебный Церковный устав. Великий князь избегал копирования византийского законодательства. Он понимал, что в подобном деле важно учитывать нравы и обычаи русского народа. Так, если в Византии за многие преступления полагалось членовредительство, то на Руси за то же самое взимался штраф. И великий князь, и митрополит рассматривали суд (причём и церковный, и светский) как средство духовно-нравственного воспитания народа, а не его наказания. В его основу они положили человеколюбие, милосердие и справедливость.
Заключение.
Ярослав Мудрый умер в 1054 г. Он был похоронен в Софийском соборе. После его смерти имя митрополита Илариона исчезло со страниц летописи.
О его дальнейшей судьбе существует несколько мнений: либо он умер раньше Ярослава, либо ему пришлось оставить пост митрополита и удалиться в монастырь. Вместе с князем Ярославом они совершили поистине титанический подвиг. Прошло чуть более полувека после Крещения, а преображённая христианской верой Русь уже стояла в ряду великих держав Европы, блистая не только своей военной и политической мощью, но и высокой культурой.