Начавший реформы в Русской Церкви патриарх Никон реформировал русскую обрядность в соответствии с греческой практикой XVII века. Народ, которому горделивый патриарх никак не объяснил смысла происходящих перемен, воспринял вводимые Никоном изменения как как измену православной вере, ибо люди XVII века свою религиозную идентичность основывали, прежде всего, на обряде. Трагическое заблуждение привело к тому, что Русская Церковь раскололась на «никониан» и «старообрядцев».
С вами Благовестник. Сегодня мы поговорим о лидере старообрядцев протопопе Аввакуме и его последователях.
Часть 1. Начало пути
1620 год. В селе Григорове близ Нижнего Новгорода родился Аввакум Петров. Когда мальчику исполняется 15 лет, умирает его отец. Мать настаивает на скорой женитьбе сына. Так в этом юном возрасте Аввакум сочетается браком с осиротевшей дочерью кузнеца.
В 1642 году повзрослевший Аввакум становится диаконом. А спустя ещё два года — священником села Лопатищи. Он очень требователен как к своей пастве, так и к себе. А потому строго наказывает прихожан даже за малейшие грехи. При этом не смотрит на положение или статус человека. Обличает и бедных, и богатых. Очень рано Аввакум привыкает видеть себя пастырем и вождём, ведущим за собой других людей к истине. Он настолько привыкает к этой роли, что часто даже не задумывается о том, что может ошибаться и вести свою паству по ложному пути.
Лето 1647 года. Аввакум с семьёй вынужден бежать в столицу. Причина тому — преследования со стороны воеводы Василия Шереметева, которого Аввакум уже по привычке также решил поучить уму-разуму и начал обличать за то, что воеводский сын Матвей брил бороду.
В Москве Аввакум находит поддержку у царского духовника Стефана Вонифатьева — нижегородское происхождение в то время открыло дорогу в кружок «боголюбцев» многим землякам влиятельного протопопа.
Вернувшись в Лопатищи, Аввакум продолжает «жечь глаголом» своих прихожан и бичевать их нравы. Из-за этого у него случаются частые конфликты и с паствой, и с властями.
Май 1652 года. Аввакум вновь бежит из своего села. На этот раз из-за своих разгневанных прихожан, уставших от бесконечных обличений и наставлений своего не в меру ретивого пастыря. Но благодаря протекции своих друзей «боголюбцев» Вонифатьева и Неронова Аввакум не только не несёт наказания за то, что бросил свой приход, но получает очевидное повышение по службе — должность протопопа в Юрьевце-Повольском. Но и тут жизнь не складывается — Аввакум продолжает мнить себя пророком-обличителем, поэтому и здесь на него ополчаются миряне и духовенство. Но воинственные жители Юрьевца — не чета селянам из Лопатищ: Аввакум жестоко избит и бежит опять в Москву. В столице его берёт под свою опеку протопоп Иван Неронов, настоятель Казанского собора на Красной площади.
Именно в это время патриарх Никон начинает реформу церковных обрядов. Давно уже рассорившиеся с ним протопопы-«ревнители» встают в оппозицию своему предстоятелю и выступают за сохранение «старого обряда». Разъяренный Никон в ответ обрушивает на протопопов репрессии. Первым пострадавшим становится Логгин Муромский: его лишают сана и отправляют в ссылку, где он вскоре умирает. За Логгина пытается вступиться Иван Неронов, но и его Никон из гоняет из Казанского собора и отправляет в ссылку в Спасо-Каменный монастырь.
Аввакум тоже выступает резко против вводимых Никоном новшеств. После ссылки Неронова он возглавляет старообрядческую оппозицию реформам.
После ссылки Неронова Аввакум пытается занять его место в Казанском соборе. На что он надеялся, сказать сложно, но его, конечно же, сразу по приказу Никона из собора буквально вышвыривают. Тогда он вместе со своими сторонниками начинает служить в каком-то сарае во дворе дома сосланного Ивана Неронова. За это его заковывают в цепи и заключают в подземелье Спасо-Андроникова монастыря, где его бьют и морят голодом.
Никон собирается лишить Аввакума сана, но в дело вмешивается царь. Вместо извержения из священного сана узника ссылают в Тобольск. Там Аввакум неожиданно получает поддержку воеводы князя Хилкова и архиепископа Симеона (очевидно их нравы Аввакум ещё не успел обличить или же просто стал сдержаннее после всего случившегося). Архиерей и воевода помогают ему получить разрешение служить в городских соборах. Здесь Аввакум продолжает активно агитировать жителей Тобольска держаться старых обрядов. За это на него доносят в Москву.
Вскоре Аввакума и всю его семью ссылают в Якутский острог. Литургию служить ему запрещают. Но до Якутска Аввакум так и не доезжает — приходит новый приказ отправить его в Даурию вместе с отрядом воеводы Пашкова. Во время путешествия между ними возникают серьёзные разногласия. По приказу Пашкова казаки пишут челобитную царю, где говорится, что Аввакум разжигает в их рядах смуту. Для него требуют смертной казни, но в этом Москва отказывает. Тем не менее, по приказу Пашкова Аввакума подвергает порке.
Осень1656 года. Аввакума на месяц заключают в темницу в Братском остроге. Но потом он снова вынужден сопровождать отряд Пашкова в его хождении по сибирской земле.
Весна 1661 года. Из Москвы приходит новый приказ. На этот раз Аввакума с семьёй отправляют в долгий обратный путь через всю Сибирь.
Часть 2. Встреча с последователями
1662 год. Зиму Аввакум проводит в Енисейске. Последующие два года живёт в Тобольске. В Тобольске он оказывается в ссылке вместе со священником Лазарем и патриаршим иподиаконом Фёдором Трофимовым. Они тоже противники реформ. В мае 1664 Аввакума отправляют в Москву.
Ссылка в Сибири длилась 11 лет. За это время Аввакум столкнулся с невероятными трудностями, голодом и опасностями. В Сибири от голода и холода умерли двое его сыновей. Уже в это время Аввакум славится как герой и мученик за «старую веру». Во время ссылки он продолжает активно проповедовать. В Сибири появляется множество его учеников и последователей.
Перенесенные трудности и испытания не сломили Аввакума, не поколебали его убеждений. А потому, прибыв в Москву, он во всеуслышание продолжает осуждать «никонианские» реформы. Тем не менее, Аввакум очень хорошо принят царём и его ближайшими советниками, получает подарки от придворных.
К этому времени Никон уже покинул патриарший престол, и царь Алексей Михайлович ищет способ осудить бывшего патриарха. Для этого при дворе хотят использовать Аввакума, рассчитывая на то, что после осуждения Никона он откажется от своей старообрядческой позиции.
Аввакум ведёт беседы и споры с первыми людьми страны. В это время Аввакум становится духовным наставником боярыни Морозовой и многих других московских старообрядцев всех сословий.
Но несмотря на подарки и милости со стороны властей, обещания привилегий и хорошей жизни, Аввакум не отрекается от своих взглядов. Он продолжает относиться к исправленным новым обрядам с прежней нетерпимостью. Открыто проповедует старообрядцество и обличает власть, которая приняла реформы.
1666 год. В преддверии церковного Собора лидеров старообрядческой оппозиции арестовывают по приказу потерявшего терпение и надежду убедить их признать реформы. После ожесточенных дебатов на Соборе некоторые из признанных вождей староверов — старец Григорий (бывший протопоп Иван Неронов), Ефрем Потемкин и другие — принесли покаяние и воссоединились с принявшей обрядовую реформу Русской Церковью. Но Аввакум был непреклонен. В итоге он и его единомышленники — дьякон Фёдор Иванов и священник Никита Добрынин — были лишены сана.
Их в цепях привозят в Никольский Угрешский монастырь. Здесь Фёдор и Никита отрекаются от старообрядчества (как потом оказалось — притворно, ради получения свободы) и подписывают необходимые для этого документы. Аввакума же переводят в тюрьму Пафнутиева Боровского монастыря, где его безуспешно уговаривают покаяться и примириться с Церковью. Но Аввакум продолжает стойко и упорно придерживаться своего мнения. Похоже, он уже настолько вошёл в роль народного вождя и пророка, что выйти из неё был не в состоянии. В отличие от своего друга Неронова он так и не смог осознать, что борется за ценности, третьестепенные по своему значению для духовной жизни. Пламенная и искренняя вера, жажда подвига во имя Христа — всё это у Аввакума в итоге было потрачено на борьбу, которая, увы, велась за совершенно ложные идеалы.
По указу царя бывших священников Аввакума, Лазаря, Никифора и Епифания приговаривают к ссылке в Пустозерск. При этом Лазарю и Епифанию отрезают языки, чтобы они не проповедовали и не агитировали за старый обряд. В августе 1667 их всех доставляют в Пустозерский острог и размещают порознь в крестьянских избах.
Часть 3. В заточении
Через несколько месяцев в Пустозерске Никифор умирает. Работа над строительством специальных тюрем для изгнанных затягивается, поэтому они имеют возможность некоторое время свободно общаться друг с другом и поддерживать связь с внешним миром. А потому Аввакум и его товарищи, используя такую возможность, продолжают в своих письмах и посланиях призывать народ «стоять в старой вере» и не принимать Никоновской реформы.
Письма Аввакума различными способами передаются в Москву, на Соловки и в другие уголки России. Он продолжает общаться с учениками и последователями даже после того, как бывшего протопопа и его соузников бросают в земляную тюрьму.
1670 год. Начинается новая волна репрессий в отношении старообрядцев. Сыновей Аввакума приговаривают к повешению за передачу посланий отца. Перед лицом смерти они каются и их вместе с матерью сажают в тюрьму. Затем совершается вторая «казнь» пустозерских узников. Фёдору и Епифанию отрубают правые руки и урезают языки. Лазарю вторично урезают язык. Аввакума тем временем продолжают держать в земляной яме на хлебе и воде.
Ухудшение условий заключения для пустозерских узников, в какой-то степени, стимулирует их творчество. И именно в этот период Аввакум создаёт свои основные произведения, включая автобиографическое «Житие». Он пишет его, чтобы вдохновить своих учеников брать с него пример и твёрдо стоять за «старые обряды».
Но как бы мы ни относились к Аввакуму, всё же следует признать, что это был выдающийся писатель, великолепно владевший словом. Тем не менее, написанное им собственное «Житие» — удивительный пример того, как сочный и образный язык может сочетаться с содержанием, которое, с точки зрения православной духовности, нельзя назвать иначе, чем прелестью. Аввакум мнит себя святым и уже при жизни создает своё «житие». В нем он в довольно развязной манере описывает бывшие ему видения или явления Самого Господа Иисуса Христа — «мне о том Спас сказывал».
1676 год. Аввакум пишет письмо царю Фёдору Алексеевичу. И оно становится крайне оскорбительным для правителя, ведь в нём Аввакум не просто желал только что умершему отцу Фёдора — Алексею Михайловичу гореть в аду, потому что тот не защитил старые обряды и не встал на сторону Аввакума. Бывший протопоп утверждал, что ему якобы было видение, в котором Бог показал ему муки умершего царя в аду.
Но письмо Аввакума не просто было оскорблением памяти покойного царя и монаршей власти. В Москве оно было распространено в списках и вызвало настоящий бунт сторонников старого обряда, которые пришли в Кремль и осквернили царскую усыпальницу — Архангельский собор, где перепачкали калом надгробие царя Алексея Михайловича.
Февраль 1682 года. Фёдор Алексеевич получает разрешение Собора поступать с раскольниками по своему усмотрению. А потому он отправляет в Пустозерск капитана Лешукова. Тот проводит срочное расследование посланий, направленных против царя и иерархов. В результате Аввакума и его соузников сжигают заживо на костре за оскорбление царской власти.
Заключение
После Большого Московского Собора 1666–1667 гг. старообрядцев начинают жестоко преследовать. Многие из них заключены в тюрьмы, несколько их вождей казнены. Староверы массово бегут на север, в Заволжье, в Сибирь и другие наиболее глухие и удаленные края. Там они нередко образуют общины, практически изолированные от мира. Старообрядцы не хотят служить государству, которое их гонит, они считают его враждебным. Поэтому неудивительно, что почти все бунты XVII–XVIII вв. проходят при их активном участии: Разинский, Булавинский, Пугачевский и другие. И хотя в синодальный период по отношению к староверам уже нет такого ожесточения, как прежде, светские и церковные власти в той или иной форме преследуют старообрядцев почти до начала XX-го века.
С вами был Благовестник.