Установление Патриаршества на Руси. Благовестникъ. История России в историях

Учреждению патриаршества на Руси предшествовала цепь важных событий в христианском мире. В 1439 году была принята Флорентийская уния. Константинопольский патриарх признал главенство Римского папы и принял католические догматы. Митрополита-грека Исидора, активно участвовавшего в заключении унии, после приезда в Москву низложили и арестовали. Когда в 1453 году турки захватили Константинополь, и Византийская империя пала, на Руси это восприняли как Божье наказание за отступничество греков от православия. В итоге в середине XV века Русская митрополия перешла к самоуправлению и стала независимой поместной Церковью, то есть обрела автокефалию. Но Константинопольский патриархат, вернувшийся из унии в православие после гибели Византии, упорно не желал признавать автокефальный статус Русской Церкви.

С вами Благовестник. Сегодня мы поговорим о том, как на Руси учредили патриаршество.

Часть 1. Визит патриарха Иоакима Антиохийского

XVI век. Русская церковь давно стала независимой. Первого русского царя Ивана Грозного в 1584 году на престоле сменяет его сын — кроткий и благочестивый царь Федор Иванович.

К тому времени царский титул «государь всея Руси» уже подтверждён во всем православном мире. Все Восточные патриархи во главе с Константинопольским официально признали русского царя приемником византийских императоров.

А между тем, в соответствии с византийским пониманием симфонии священства и царства, стольный град, являющийся местопребыванием царя, должен быть и кафедрой патриарха. Именно это зафиксировано в знаменитом 28-м правиле Четвертого Вселенского Собора.

Поэтому утверждение патриаршества в Москве — лишь вопрос времени. И такое время настаёт. Впрочем, поставить на Руси царя своими собственными силами — это одно, это можно сделать без чьего-либо внешнего одобрения. А вот поставить патриарха — совсем другое. На это необходимо получить согласие всех Восточных патриархов, иначе патриаршество на Руси сочтут просто-напросто незаконным. И вот почти на протяжении 150-ти лет этого сделать не удаётся: мешают напряженные отношения с Константинопольским Патриархатом, обиженным на Русскую митрополию за её переход к автокефалии.

Но спустя какое-то время обстоятельства всё же складываются благоприятно.

Решающую роль в возведении Русской Церкви на степень патриархата сыграл царь Фёдор Иванович. Небольшая ремарка. Стоит отметить, что в учебниках Фёдора часто рисуют слабым и недалёким монархом, чуть ли не сумасшедшим. На самом же деле Фёдор был человеком весьма образованным. Известно, что он возглавлял русские войска во время военного похода против шведов. А ещё он был человеком глубоко верующим и благочестивым.

Именно из-за несовместимости христианских идеалов с жестокой политической реальностью Фёдор со временем принимает решение удалиться от дел государственных. Благочестивый государь предпочитает им молитву и мирную жизнь рядом со своей женой Ириной Годуновой, которую он горячо любил. Непосредственное управление делами государства царь передает в руки Бориса Годунова, брата царицы Ирины. Фёдор видит в нем талантливого и энергичного государственника, способного принести России много пользы. По воле царя Борис становится фактическим правителем Руси.

Годунов стремится сделать Русь сильной страной, уважаемой на международной арене. Он разрабатывает обширную программу реформ, которые должны преобразить государство. Идея царя Фёдора учредить на Руси патриаршество также входит в реформаторскую программу Годунова. Именно Годунов помогает воплотить эту идею в жизнь.

1586 год. В Москву прибывает Антиохийский патриарх Иоаким. Главная цель патриаршего визита — сбор денег для погашения долга Антиохийской кафедры перед турецкими властями. Появление Иоакима вызывает в Москве немалый переполох: это был первый раз, когда Восточный патриарх приехал на Русь. Годунов и его помощники видят в визите Иоакима реальную возможность положить начало процессу учреждения патриаршества на Руси.

Иоакиму устраивают в Москве торжественный приём. Но не смотря на оказанное гостеприимство, ему всё же дают понять: он здесь выступает как проситель милостыни. Происходят и весьма унизительные сцены, когда патриарха Иоакима при встрече благословляет митрополит всея Руси Дионисий, младший по сану. Более того, Иоакима даже не приглашают совершить литургию в Успенском соборе, и он стоит там как обычный прихожанин, где-то неподалеку от входа. Всё это не что иное, как целенаправленные меры, придуманные Годуновым.

Проще говоря, Борис буквально тычет Иоакиму в лицо тот факт, что за помощью греческие патриархи регулярно обращаются к русскому царю, и помощь эту столь же регулярно получают и в немалых размерах. Но при этом в Москве, ставшей столицей православного царя, до сих пор нет своего патриарха, только митрополит. Раз Москва оказывает помощь Восточным патриархам, то и они должны быть готовы на ответный шаг. Должны посодействовать в вопросе учреждения патриаршества на Руси.

Но к такому повороту дела Иоаким оказывается не готов. Он отвечает Годунову, что решить этот вопрос единолично не может. Но при этом даёт обещание, что на Соборе Восточных первосвятителей поднимет этот вопрос. Москве приходится удовлетвориться этим. Тем не менее, процесс учреждения Русского патриаршества запущен.

Иоакима осыпают царскими подарками и дают необходимую сумму денег, чтобы погасить долги. Он покидает Русь.

Тем не менее, обещание своё сдержать Иоаким так и не смог — на патриаршей кафедре в Константинополе началась смута: один за другим сменяют друг друга несколько патриархов, назначаемых и тут же смещаемых турками. Константинопольская кафедра переживает сложные времена. Ей не до решения вопроса о патриаршестве в Москве.

Часть 2. Визит патриарха Иеремии Константинопольского

Но в конце концов смута на Константинопольском патриаршестве заканчивается, и на престол возвращается из ссылки патриарх Иеремия Второй. Вернувшись в Стамбул, Иеремия обнаруживает, что дела патриархии находятся в ужасном состоянии. Храмы разграблены, денежные средства разворованы, патриаршая резиденция и даже кафедральный собор отобраны турками за долги. Необходимо всё это восстанавливать, но средств на это нет. Тогда, по примеру Иоакима Антиохийского, Иеремия решает отправиться за помощью в богатую Москву.

В Москве к тому времени тоже произошли большие перемены. Царь Фёдор низложил митрополита Дионисия за участие в заговоре бояр, хотевших развести Федора с царицей Ириной, чтобы тем самым лишить власти Бориса Годунова. Новым митрополитом избрали Ростовского архиепископа Иова, выдающегося подвижника и широко образованного книжника. Забегая вперёд, скажем, что именно ему будет суждено стать первым Русским патриархом…

Но вернёмся к Иеремии.

1588 год. Иеремия прибывает в Москву. Это, кстати, становится полной неожиданностью для русских, так как они абсолютно ничего не знали о переменах на Константинопольской кафедре. А Иеремия, в свою очередь, ничего не знает о том, что русские хотят иметь своего патриарха. Люди Годунова разочарованы и удивлены, ведь они ждали совсем другого разговора. А им приходится общаться с Константинопольским первосвятителем, который ничего не знает о желании Москвы иметь своего патриарха и говорит лишь о милостыни. Но, тем не менее, патриарха встречают пышно и торжественно.

Борис Годунов решает не упускать уникальный шанс — приезд Константинопольского патриарха — а потому действует твёрдо и решительно. Вместо того, чтобы писать письма другим патриархам и ждать, когда они что-то решат (а решать будут долго, и всё это время будут снова и снова просить милостыню), Годунов поселяет Иеремию в богатых апартаментах на несколько долгих месяцев. Иеремия не сразу понимает ситуацию. Сначала он просто наслаждается роскошью и внимание со стороны царского двора. Но потом начинает тяготиться бездельем. И вот тут-то с ним и начинают разговор о желании царя Фёдора иметь в Москве патриарха.

В конце концов, Иеремия говорит, что если уж русские так хотят, то он сам готов остаться в Москве патриархом. Такой вариант кажется, на первый взгляд, просто подарком для Москвы, и для православия в целом. Ведь при таком раскладе дел Москва может получить подтверждение своего преемства от Византии и тогда подтвердит, что действительно стала настоящим Третьим Римом. Западная Русь, которая находится в юрисдикции Константинополя, может перейти под прямое руководство патриарха в Москве. А это шаг к воссоединению двух частей Русской Церкви. Столица Руси займёт первое по чести место в православном мире.

Но идея просто перетащить патриаршую кафедру из Стамбула в Москву не удовлетворяет Годунова. У этого, казалось бы, блестящего проекта есть и много минусов. Прежде всего, непонятно, как на всё это отреагируют греки и турки. Может, в Стамбуле сочтут поступок Иеремии незаконным и просто выберут на его место другого патриарха. Москва тогда окажется ни с чем. Да ещё и с обузой в виде бывшего патриарха. Кроме того, идея поселить Иеремию в Москве чревата тем, что патриарх-грек будет больше заниматься делами своих соотечественников, а не управлением Русской Церковью. Да и «милостыня» на Восток потечёт из патриаршей казны обильным потоком — можно не сомневаться.

В итоге правительство царя Фёдора решает всё же добиваться поставления своего, русского патриарха. Для этого Годунов приготовил Иеремии уловку: он предлагает патриарху-греку остаться в России, но не в Москве, а во Владимире. В Москве же при царе по-прежнему будет находиться митрополит всея Руси Иов. Иеремию такой вариант сосем не устраивает: одно дело быть в Москве, при дворе, и совсем другое — в провинциальном Владимире, хотя бы и овеянном древней славой былой столицы. Иеремия пытается спорить. Но ему напоминают, что он и русского языка-то не знает, как же в таком случае управлять Русской Церковью. Тогда он отказывается оставаться в России. Но теперь ему говорят, что так нехорошо — он уже пообещал царю, что в России будет патриарх.

В итоге Иеремия идёт на уступки и соглашается поставить во главе Русской Церкви патриархом одного из русских архипастырей.

Январь 1589 года. В Москве созван Церковный Собор. На патриаршество выдвигают три кандидатуры: митрополита Московского Иова, архиепископа Новгородского Александра и архиепископа Ростовского Варлаама. С грамотами, скреплёнными подписями епископов и содержащими имена избранников, участники Собора направляются к царю. Фёдор Иванович выбирает Иова.

26 января 1589 года. День, когда патриарх Иеремия в Успенском соборе Кремля присутствии царя Фёдора торжественно ставит Иова патриархом Московским и всея Руси.

Иеремия находится в Москве ещё почти год, а потом с богатыми дарами возвращается в Стамбул. Ещё два года спустя после поставления Иова Москва, наконец-то, получит грамоту на учреждение патриаршества, утверждённую состоявшимся в 1590 году Собором Восточных патриархов. В 1593 году новый Собор, состоявшийся в Константинополе-Стамбуле, издает грамоту, подтверждающую основание в Москве патриаршей кафедры и дарующую Московскому первосвятителю пятое место в диптихах предстоятелей поместных Церквей. Так православный мир окончательно признает появление Московского Патриархата.

Заключение

Установление Патриаршества на Руси. Благовестникъ. История России в историях

Учреждение патриаршества в Москве завершило долгий период получения Русской Церковью автокефалии, который продолжался полтора века. Теперь Русская Церковь стала совершенно безупречной в каноническом аспекте.

В учреждении патриаршества на Руси можно видеть несомненное проявление Промысла Божия. Не только укрепилось Российское государство, а Русская Церковь стала ещё более значимой в православном мире. Очевидно, что тем самым Господь духовно укрепил Русь перед грядущими испытаниями Смутного времени, в которых так ярко проявили себя первые Русские патриархи — святые Иов и Ермоген, ставшие поистине духовными вождями русского народа.

С вами был Благовестник.

Статьи