Язычник, принявший Христа всем сердцем и полностью изменивший свою жизнь. Князь-завоеватель. Святой, в честь которого в нашей стране построено множество храмов. Внук великой княгини Ольги, который крестил Русь и положил начало православной истории современной России.
С вами Благовестник, и сейчас мы поговорим о князе Владимире.
Предисловие
956 год. У киевского князя Святослава рождается сын Владимир. Младший из трёх детей. Сам Святослав, прославленный своими победами, является ярым противником христианства несмотря на то, что был сыном принявшей христианство княгини Ольги. Но никто из его трёх сыновей Святослава не был крещён.
После гибели Святослава власть в Киеве переходит к его старшему сыну Ярополку. Второй — Олег становится князем в Древлянской земле, а Владимир — в Новгороде.
Но вскоре между братьями разгорается междоусобная война. Причиной тому — убийство Олегом сына киевского воеводы Свенельда. Тот пользуется своим влиянием на молодого Ярополка и подстрекает его пойти войной на Олега. В результате киевская рать идёт походом на древлянские земли. При столкновении с войсками старшего брата Олег погибает. Древляне снова подчинены Киеву.
Получив весть о гибели брата, Владимир, испугавшись, бежит к варягам. Ярополк посылает в Новгород своего наместника. Так земли Руси вновь объединены и подчиняются одному князю — Киевскому. Впрочем, Владимир не готов смириться с потерей власти и нанимает отряд варягов, чтобы захватить Новгород.
Конечно же Ярополк предупреждён о том, что его младший брат собирается начать с ним войну, но не придаёт этому большого значения. Да и вообще он, похоже, не принимал Владимира всерьёз. Здесь стоит добавить, что младший из сыновей Святослава был рождён от ключницы княгини Ольги — Малуши. А потому и Ярополк, и Олег не очень-то любили Владимира, не считая его своим братом и ровней себе. Для старших Святославичей Владимир был всего лишь бастардом. Они презрительно называли его «робичич», что означает — сын рабыни. Киевский князь был уверен, что младший брат не может составить ему серьёзной конкуренции в борьбе за Киевский престол. Но Ярополк жестоко ошибался…
Часть 1. Битва за княжеский престол
Ярополк готовился к свадьбе с дочерью полоцкого князя Рогволода — Рогнедой. Узнав об этом, Владимир тоже сватается к ней. Но Рогнеда презрительно заявляет, что не станет женой «робичича». Тогда Владимир собирает войско и идёт на Полоцк и берёт его приступом. Оскорбленный Владимир жестоко мстит за обиду. Он убивает Рогволода и его сыновей. Рогнеде приходится стать женой Владимира против воли. Сам Владимир после свадьбы идёт на Киев.
Тем временем положение Ярополка в Киеве было весьма непрочным. Есть основания полагать, что к этому времени он либо стал христианином, либо склонялся к принятию христианства. Некоторые историки допускают, что княгиня Ольга всё же крестила своего старшего внука — втайне от его отца-язычника. Из-за этого дружина относится к Ярополку с недоверием. Владимир решает этим воспользоваться и переманивает киевских бояр на свою сторону. Старший сын Святослава, чувствуя, что в Киеве против него назревает заговор, бежит из города. Тогда бояре, тайно перешедшие на сторону младшего брата, советуют Ярополку прийти на переговоры с Владимиром. Но едва он входит в шатёр, его тут же убивают.
С этого братоубийства и начинается в 978 году киевское княжение Владимира. Никто, наверное, тогда и помыслить не мог, что этот свирепый язычник вскоре станет Крестителем Руси.
Часть 2. Князь Владимир до крещения
До своего крещения Владимир был ревностным язычником. Летописцы писали, что никогда еще в Киеве не было такого «мерзкого идолослужения», как во времена язычества Владимира. Это, впрочем, не удивительно — Владимир всегда был личностью яркой и цельной, максималистом во всём. Вот язычеству он предавался исступлённо, всей своей душой.
Придя к власти в Киеве, Владимир регулярно совершает человеческие жертвоприношения. В разных местах города он приказывает установить идолов и украсить их.
В Киеве Владимир устраивает что-то наподобие славянского «Олимпа», собрав в одном месте идолов богов разных народов и племён, населявших подвластные ему земли. Примечательно, что во главе этого «Олимпа» он ставит Перуна — бога грома и огня, которому больше покланялись варяги, а не славяне.
Пируя со своей дружиною, Владимир не забывает поминать языческих богов и приносить им жертвы. Чем труднее был поход, чем богаче добыча, тем богаче была жертва богам — юноши и девушки, дети киевлян, даже самых знатных, должны были стать приношением Владимира идолам в благодарность за победу.
Ещё одна черта Владимира — уж очень он любит наслаждения. А потому имеет несколько жён и множество наложниц.
Забегая вперёд, можно смело сказать — Владимиру предстоит обрести Христа лишь после долгих лет греховной жизни и духовных исканий. «А когда умножился грех, стала преизобиловать благодать», — это апостол Павел сказал как будто именно про князя Владимира.
Началом чудесной перемены можно считать трагические события 983 года. После успешного похода на ятвягов, князь Владимир решает принести очередную кровавую жертву Перуну. Брошен жребий. Страшная участь ждёт мальчика по имени Иоанн. Его отец Феодор отказывается отдать сына и имеет смелость отвергнуть языческих богов, громко заявив, что есть только один истинный Бог, и это Бог, которому поклоняются христиане. Тогда разгневанные язычники зверски убивают и отца, и сына. Но бесстрашие Фёдора и маленького Ионна, которые даже перед лицом смерти не побоялись исповедовать истинного Бога, производит на Владимира сильное впечатление. Вот тогда-то он впервые начинает сомневаться в язычестве.
Часть 3. Крещение князя Владимира
Попытка Владимира по созданию единого пантеона языческих богов терпит крах. Причина — разобщённость различных языческих культов — разные племена русичей упорно продолжают поклоняться лишь своим богам, а не тому их языческому «собору», который придумал Киевский князь.
Тогда-то Владимир и приходит к выводу, что Руси нужно принять одну из религий, которые уже существовали у других народов. При этом Владимир, как видно, в своем духовном поиске уже дошёл до понимания того, что истинный Бог может быть только один. В своём сознании Киевский князь уже достиг монотеизма. Но ведь и монотеизм в ту пору уже был представлен несколькими религиями.
Стоит отметить, что в поиске истинной веры Владимиром сыграла свою роль не только религиозная, но и политическая причина. Русь уже входила во взаимодействие со многими крупными и сильными державами, в том числе — христианскими и мусульманскими, и религия могла стать важным средством достижения политического союза.
И вот Владимир начинает знакомиться с религиями соседних с Русью народов.
К Владимиру приходят посольства из мусульманской Волжской Булгарии, из разгромленной князем Святославом иудейской Хазарии, из немецких земель, где утверждалось христианство римского толка. Прибывает проповедник и из Византии, который излагает Киевскому князю смысл православного христианства.
Владимир отказывает иудеям, сказав, что принимать веру народа, который из-за своих грехов потерял родину, он не хочет. Отказывает и мусульманам, отметив, что в их религии запрещается пить вино (ох, тяжело Владимиру расставаться со своими греховными пристрастиями!). Западным христианам Владимир тоже отвечает отказом, аргументируя это тем, что их учение не приняли его предки. Вероятно, Владимир вспомнил, что полным провалом закончилась попытка проповеди латинства в Киеве при его бабке Ольге — скорее всего, она началась с того, что от правителей Руси потребовали признать себя вассалами Папы Римского.
Наибольшее впечатление на Владимира производит византийский миссионер. Он показывает князю шитую на ткани икону с изображением Страшного суда. Икона и пламенная речь византийца оказывают на Владимира сильное воздействие. Тем не менее, киевский князь внимательно выслушивает всех миссионеров, и отправляется на совет с боярами и своей дружиной. А после отправляет в разные страны послов, чтобы те посмотрели, как живут люди, исповедующие разные веры.
Посетив мусульманские и латинские богослужения, послы князя Владимира прибывают в Константинополь. Там в соборе Святой Софии они присутствуют на православном богослужении. И вот именно там они в буквальном смысле были ошеломлены. К Владимиру они возвращаются со словами: «Мы не знали, на земле мы стояли или на небе».
Так Владимир принимает окончательное решение креститься. Но вот здесь-то неожиданно и возникает определенное затруднение политического характера: оказывается, что византийцы автоматически зачисляли в число подданных своего императора всех, кто просил их о крещении. Конечно же киевский князь не хотел, чтобы во всем мире его — государя мощной единой русской державы — воспринимали как какого-то заурядного вассала византийского императора.
И тогда он делает очень хитрый ход.
Чтобы не попасть в подчинение грекам, он организует военный поход в Крым и берёт штурмом принадлежавший Византии город Херсонес. И уже после этого у правивших в Византийской империи братьев-императоров Василия и Константина просит руки их сестры — царевны Анны.
Разумеется, Анна могла выйти замуж только за христианина. И тогда в 988 году князь Владимир принимает святое крещение с именем Василий. И делает это не где-либо, а в только что взятом им крымском Херсонесе. Понятно, что после этого уже никто в мире не мог сказать, что киевский князь становится подданным византийских царей.
Кстати, киевский князь позже вернул императорам принадлежавший им Херсонес — в качестве традиционного выкупа за невесту. Как видно, с чувством юмора у Владимира всё было в порядке.
Часть 4. Князь Владимир после крещения
После крещения Владимир возвращается в Киев и привозит с собой из Херсонеса православных священников. Первыми они крестят в новую веру сыновей князя, потом бояр.
Став христианином, Владимир начинает активно бороться с язычеством, которое сам же ещё недавно так ревностно насаждал. По его приказу рубят на куски и сбрасывают в воды Днепра идолов, которых он установил в Киеве всего лишь несколько лет назад.
Привезённые из Крыма и Болгарии священнослужители наставляют киевлян в истинах христианства, учат Евангелию. Некоторые принимают крещение сразу, другие колеблются. Но в конечном счете, Владимир призывает своих подданных на берег Днепра и устраивает массовое крещение киевлян. Вскоре народ крестят и в других городах Руси.
После крещения киевлян Владимир немедленно берётся за строительство церквей. Храмы возводятся преимущественно на тех местах, где стояли идолы. Там, где находился Перун, Владимир ставит церковь, освящённую в честь его небесного покровителя — святого Василия Великого. Не забыты и мученики Фёдор и Иоанн. На месте пролития крови варягов-христиан киевскими язычниками Владимир в 989-м году закладывает каменную церковь во имя Успения Пресвятой Богородицы. Позже она получила название Десятинной церкви, так как Киевский князь выделил на церковные нужды десятую часть своих доходов.
После крещение Владимир по-прежнему устраивает пиры, но теперь это торжество и свидетельство Христова Евангелия, добродетели милосердия и взаимной любви — киевский князь приглашает на свои трапезы не только священнослужителей и монахов, но и всех бедных и неимущих. Страсть Владимира к войне заметно остывает. Он больше не ходит в завоевательные походы, не ищет воинской славы, а напротив старается жить в мире с соседними государствами. И лишь набеги врагов Руси — степных кочевников Киевский князь мужественно отражает.
Так Владимир пришёл к Богу и полностью внутренне преобразился в купели крещения, обратившись из свирепого язычника в кроткого и гуманного христианского правителя.
Заключение
Умер князь Владимир в 1015 году.
При нём Русь по-настоящему расцвела, стала могущественной державой, в которой распространялась христианская вера, а вместе с ней и культура. Народная память сохранила образ Владимира Святославовича как радушного и хлебосольного князя, ласково называемого его подданными Красным Солнышком. Православная Церковь почитает святого Владимира в лике равноапостольных — за подвиг крещения русского народа. Это действительно был величайший миссионерский подвиг, равный трудам святых апостолов.
С вами был Благовестник. До новых встреч.