Фёдор Иванович — последний Русский царь из династии Рюриковичей. Он взошёл на престол в 1584 году. Напомним, что он не оставил наследника, а младший брат царя — Димитрий погиб в Угличе при загадочных обстоятельствах. Так и оборвалась династия в 1598 году, после смерти Фёдора Ивановича. Новым царём тогда стал Борис Годунов — первый Российский государь, избранный на царство, а не получивший его по наследству. С тех самых пор и начался период, который впоследствии войдёт в историю России под названием «Смутное время». На Русь обрушатся стихийные бедствия, голод, цари-самозванцы, гражданская война, польская интервенция и другие политические и экономические бедствия. Но, обо всём по порядку.
С вами Благовестник, и сегодня мы расскажем, какую роль в событиях Смутного времени сыграл патриарх Ермоген.
Часть 1. Ермоген до патриаршества
1530 год (или около того, точная дата рождения будущего патриарха неизвестна). На свет рождается мальчик по имени Ермолай — будущий патриарх Ермоген. О его происхождении доподлинно тоже ничего неизвестно. По одной версии, он принадлежал к роду князей Голицыных, но доказательств этому нет. По другой версии, будущий патриарх происходил из донских казаков. Но, скорее всего, Ермолай родился в семье священнослужителя или происходил из посадских людей (то есть мещан).
1579 год. Ермолая назначают настоятелем Никольского храма при Гостином дворе в Казани. Именно в его приходе была чудесным образом обретена Казанская икона Божьей Матери. Отец Ермолай участвовал в ее обретении, а затем написал об этом повесть и составил Казанской иконе службу, которую в Русской Церкви совершают до сих пор в дни празднования этому чудотворному образу.
Казанскую икону до сих пор очень почитают в России. Удивительным образом ее обретение с участием будущего патриарха-мученика оказалось связано с событиями Смутного времени, в которых Еромоген сыграл столь знаменательную роль. Забегая вперед, отметим, что именно с этой иконой ополченцы Минина и Пожарского войдут в освобожденную от польских интервентов Москву.
1587 год. Отец Ермолай овдовел. Именно после смерти жены он принимает монашество с именем Ермоген. Позже он становится архимандритом Спасо-Преображенского монастыря в Казанском кремле.
1589 год. Ермоген становится Казанским митрополитом. На этом посту он занимается активной миссионерской деятельностью среди народов Поволжья и Прикамья. Новоназначенный митрополит также стремится к просвещению своей паствы. Не так давно, уже в современной России, были найдены доказательства существования в Казанской епархии самостоятельной типографии. Сохранились экземпляры изданной Ермогеном службы, Казанской иконе Пресвятой Богородицы, составленной митрополитом. Но, после небольшого отступления, продолжим наш рассказ.
1605 год. К власти приходит Лжедмитрий Первый. В это время Ермоген находится в Москве. И поначалу он всерьёз верит, что новый государь — тот самый спасённый царевич, сын Ивана Грозного. Но затем митрополит-ревнитель Православия вступает в конфликт с самозванцем. Лжедмитрий собирается жениться на Марине Мнишек. И тут Казанский митрополит требует, чтобы невеста перед бракосочетанием непременно перешла в православие. От такого заявления царь приходит в ярость и отдаёт приказ — выслать Ермогена из столицы.
Вот только наказать митрополита не получается. Лжедмитрия свергают с престола уже в мае 1606 года. И его приказ остаётся неисполненным.
Кстати, следует сказать о причинах свержения самозванца. Лжедмитрий, ранее перешедший в католичество, был привержен польским порядкам и обычаям. Он буквально наводнил Москву польскими дворянами и ксендзами, которые вели себя вызывающе и крайне раздражали жителей столицы. Его свадьба с Мариной Мнишек, которая была совершена с нарушением всех православных обычаев, стала последней каплей, переполнившей чашу терпения. Всеобщее разочарование вызвал отказ Лжедмитрия и Марины принять православное Причастие во время церемонии венчания.
Кроме того, бояре уже давно решили свергнуть Лжедмитрия и составили против него заговор, который возглавил князь Василий Шуйский, кстати, незадолго до этого приговоренный к смерти, но помилованный беспечным самозванцем. Отметим, что впоследствии именно Шуйский станет новым русским царём.
В период правления Лжедмитрия на Московском патриаршем престоле восседал его ставленник грек Игнатий — хитрый чужестранец первым присягнул самозванцу перед его вступлением в Москву и тем самым снискал его расположение. Когда правитель сменится, патриарха тоже решат заменить. Кандидатов будет несколько, но Шуйский отдаст предпочтение Ермогену, и в июне 1606 года Казанский митрополит будет объявлен новым патриархом Московским и всея Руси.
На момент избрания ему будет больше 70-ти лет. Редко кто в то тяжелое время доживал до столь почтенного возраста. Но оказалось, что для Ермогена в такие лета жизнь не только ещё не заканчивается, но приносит ему свои самые яркие и славные мгновения. Но, обо всём по порядку в следующей главе.
Часть 2. Патриарх Ермоген во время смуты
После свержения и убийства Лжедмитрия в Москве провозглашают нового царя — Василия Ивановича Шуйского. На это раз никакого всенародного избрания не было — Шуйский пришел к власти как ставленник боярской верхушки. При этом новый царь утверждал, что имеет право на престол как представитель ветви Рюриковичей, ближайшей к вымершей Московской династии.
Но, в других городах, особенно на окраинах Российского государства, детали происходящих в столице событий неизвестны. А потому во многих городах и весях Шуйского не воспринимают как нового царя, но верят, что Лжедмитрий вновь чудесным образом спасся и скоро вернётся в Москву. За пределами столицы Шуйского практически нигде не признают. Новая волна смуты накрывает Русь.
В сложившихся обстоятельствах патриарх Ермоген стремится, прежде всего, к сохранению Православной веры и русской государственности. При этом он не строит иллюзий насчет личности царя Василия — хитрый и изощренный интрига, он оказался весьма посредственным правителем, неспособным решительно обуздать смуту в стране. Но царь Василий в глазах патриарха Ермогена — единственный носитель законной власти и помазанник Божий. Когда вспыхивает восстание Болотникова, Василий Шуйский удерживается на царском престоле только благодаря поддержке патриарха Ермогена и военному таланту молодого воеводы князя Михаила Скопина-Шуйского, дальнего родственника царя.
Патриарх Ермоген рассылает грамоты во все уголки страны. Он призывает русский народ следовать законной власти и поддерживать царя Василия, пытаясь убедить всех, что истинный царевич Дмитрий давно погиб (в начале правления Шуйского он причислен к лику святых), а самозванец уже убит. Патриарх требует от священников читать эти грамоты и объяснять народу, как важно поддерживать законного царя в лице Василия Шуйского. Хотя Ермоген и понимает, что это слабый правитель, он твердо знает, что в этот смутный период стране как никогда нужен легитимный православный монарх.
В итоге, патриарх отлучает Болотникова и его сторонников от Церкви. Этот поступок вскоре даёт нужный результат: те, кто примкнул к мятежникам, теперь вновь переходят на сторону Василия Шуйского. Правительственные войска под командованием князя Скопина-Шуйского довершают дело — отгоняют мятежников от Москвы. Люди Болотникова укрываются в Туле.
Но в это самое время на юге страны вдруг неожиданно объявляется ещё один самозванец. И он тоже уверяет, что он тот самый — чудом спасшийся царевич Дмитрий. Так и появляется на Руси Лжедмитрий Второй. Он со своим отрядом продвигается на помощь Болотникову — правда на этот раз не столько самозванец возглавляет свое войско, сколько новым Лжедмитрием прикрывается армия авантюристов, собравшихся со всего мира поживиться за счет русской смуты. Но подойти вовремя к болотниковцам войско Второго Лжедмитрия не успевает. Шуйский осаждает Тулу. Осада длится с лета и вплоть до октября, потом Болотников сдаётся.
Болотникова ослепляют и ссылают на Север, где позже его убьют. После подавленного восстания остатки мятежников решают примкнуть к Лжедмитрию Второму.
Разгромив Болотникова, Шуйский вновь пытается убедить народ, что настоящий царевич Димитрий погиб в 1591 году, а низложенный и убитый в 1606 «царь» был самозванцем. Но, как всегда, люди хотят знать конкретные факты и имена сопричастных к убийству царевича. Поэтому правительство Шуйского официально заявляет, что царевича Димитрия убили по приказу Бориса Годунова (кстати, никаких доказательств этого в то время не было, нет их и сегодня). В то же время Лжедмитрия 1 стали отождествлять с личностью беглого иеродиакона Чудова монастыря Григория Отрепьева.
Для того, чтобы прекратить брожение в народе, патриарх Ермоген призывает в Москву своего великого предшественника — патриарха Иова, который после своего низложения при Лжедмитрии Первом пребывает на покое в Старицком Успенском монастыре.
Вместе оба патриарха совершают чин всенародного покаяния в Успенском соборе Московского Кремля. Русские люди просят прощения за все совершенные в годы Смуты измены: Борису Годунову, его сыну Фёдору, патриарху Иову. Но в этом трогательном чине участвуют почти исключительно жители Москвы. Событие это мало влияет на настроение жителей других городов России. Успокоения в стране не наступает. Смута продолжается.
Часть 3. Патриарх Ермоген во время польской интервенции
Лето 1608 года. К окрестностям Москвы движется войско Лжедмитрия Второго. Оно беспрепятственно подходит к столице и встает лагерем в селе Тушино. Туда прибывают польские отряды, запорожские и донские казаки, наемники и всякий сброд со всей Европы. Приехала в Тушино и упомянутая нами ранее «царица» Марина Мнишек, которая, кстати говоря, признала в новом самозванце своего чудом спасшегося супруга. Правда, потом для очистки совести католический священник обвенчал ее с новым самозванцем.
Так в Тушино образуется ещё одно «российское правительство». У Лжедмитрия Второго теперь есть не только своя армия, боярская дума, но даже «патриарх» — это племянник первой жены Ивана Грозного — Филарет (Романов), митрополит Ростовский, которого тушинцы взяли в плен и привели в лагерь самозванца, где заставили играть роль «предстоятеля Русской Церкви». Сюда же стекаются перебежчики всех мастей и сословий, разочаровавшиеся в Шуйском или ищущие милостей и подачек от тушинского «царика», как его почти открыто называют его «подданные».
Лжедмитрия Второго активно поддерживают поляки. Причем, это не только мелкие дворяне, но многие важные аристократы, такие как Ян-Петр Сапега или князь Роман Ружинский. Формально они направляются со своими войсками (теперь бы их назвали ЧВК) на помощь самозванцу по своей собственной инициативе. Но осторожный король Польши Сигизмунд Третий, хотя пока еще пока не выступает против России открыто, сквозь пальцы смотрит на участие своих подданных в российской смуте и ждет удобного момента, чтобы самому начать вторжение в Московское государство.
Отряды «Тушинского вора», как на Руси нарекли Лжедмитрия Второго, как саранча расползаются по всей стране, повсюду грабят людей, захватывают монастыри и церкви, оскверняют святыни. В конце концов они даже осаждают Троице-Сергиев монастырь. Подробнее об этом будет рассказано в другом выпуске.
Февраль 1609 года. В Москве происходят новые потрясения. Заговорщики пытаются сместить с престола царя Василия Шуйского. Они требуют от патриарха Ермогена признать царя Василия низложенным. Но тот решительно отказывается, и заговорщики сбегают в Тушино. Патриарх вновь рассылает по стране грамоты, в которых изобличает нового самозванца и защищает Шуйского. В своих обращениях измену царю Василию Ермоген приравнивает к вероотступничеству. Гражданская война на Руси давно стала религиозной — в Русской Церкви поддержку Лжедмитрия Второго рассматривают как помощь католикам, стоящим за спиной этого самозванца-марионетки. Ермоген вновь просит поддержать Шуйского потому, что верит: только верность законной власти принесет истерзанной стране мир и порядок. Однако народ не откликается на его призывы.
Василий Шуйский, в свою очередь, прекрасно понимает, что в одиночку России будет сложно справиться с самозванцем и его сторонниками. В связи с этим он заключает договор со Швецией для предоставления войска для борьбы с Лжедмитрием Вторым. Взамен Шуйский должен отдать королю Швеции крепость Корелу и заплатить немалые деньги шведским наемникам. Русско-шведское войско под командованием князя Михаила Скопина-Шуйского вытесняет врага с северо-запада и движется на Москву.
Польский король узнает о союзе царя Василия со шведами — своими врагами (Сигизмунд Третий претендует на шведский королевский престол), и теперь открыто объявляет России войну.
Прежде всего, Сигизмунд Третий осаждает Смоленск; гарнизон города героически сопротивляется.
На помощь ждут Скопина-Шуйского, который очистил от тушинцев все пространство от Новгорода до Москвы. Но он внезапно умирает. Скорее всего, молодого полководца отравила Екатерина Шуйская, жена брата царя Василия — князя Дмитрия Шуйского, — она опасалась, что популярный в народе князь заявит свои притязания на царский престол. Поляки уже продвигаются вглубь страны. Возглавивший русско-шведское войско после смерти Скопина бездарный князь Дмитрий Шуйский вдребезги разгромлен поляками под Клушино. Теперь дорога на Москву захватчикам открыта.
Шведы не получают от русских ни жалованья, ни обещанной крепости. И в ответ на это они захватывают всё побережье Финского залива, а затем в их руки переходит и Новгород.
С началом открытой войны Польши против России тушинский лагерь распадается. Королю Сигизмунду самозванец больше не нужен — король призывает тушинских поляков оставить Лжедмитрия и вернуться на службу к своему государю. Перепуганный самозванец бежит из Тушино в Калугу, где пытается сформировать новое войско. При этом он неожиданно выдвигает патриотические лозунги, и на этом фоне ему даже удается привлечь на свою сторону значительные силы. Но вскоре самозванца в Калуге убивает служилый татарский князь Урусов, не простивший жестокому Лжедмитрию казни своего родственника.
В это время бояре свергают Шуйского — бывшего царя насильно постригают в монахи. Управление страной переходит в руки кучки знатных бояр. В истории оно получило название Семибоярщина.
Август 1610 года. Семибоярщина заключает соглашение с польским гетманом Жолкевским. Бояре предлагают царский престол королевичу Владиславу, сыну Сигизмунда Третьего. Против этого возражает только патриарх Ермоген. Патриарх в свою очередь предлагает других кандидатов на царство — князя Голицына и юного Михаила Романова.
И лишь под сильным давлением бояр он всё же соглашается на кандидатуру Владислава. Но при этом выдвигает условие: Владислав непременно должен креститься в Православие, а польские войска — уйти из России. Поляки отказываются это выполнять.
Русский народ начинает понимать, что у короля Сигизмунда, вопреки его заявлениям, одна цель — захватить Россию и присоединить ее к Речи Посполитой. На этом фоне начинает зарождаться освободительное движение. Патриарх Ермоген все более настойчиво призывает к восстановлению порядка в Российском государстве и требует, чтобы поляки ушли из страны. Этими посланиями взволнованы многие города. Они объединяют свои силы, чтобы выгнать поляков. Так появляется первое русское ополчение…
Но военная кампания по освобождению Руси от интервентов проходит уже без её главного вдохновителя. К этому моменту Ермогена арестовывают поляки.
Заключение
Поначалу патриарха держат под домашним арестом. Но позже его отправляют в заточение в Чудов монастырь.
17 февраля 1612 года. В этот день Ермоген умирает. Патриарха Московского и всея Руси, скорее всего, уморили голодом. Хотя некоторые источники отмечают, что его удавили или уморили дымом.
Хоронят Ермогена там же, в Чудовом монастыре. В 1652 году его обретенные нетленными мощи перенесут в Успенский собор Московского Кремля и положат рядом с другими Русскими митрополитами и патриархами. Во время празднования 300-летия Дома Романовых патриарх Ермоген будет прославлен в лике святых.
Подвиг святого патриарха в борьбе с поляками сыграл решающую роль в формировании народного ополчения и последующей победе над иноземными захватчиками.