В 1608 году над Русской землёй вновь нависает опасность. Лжедмитрий Второй собирает под Тушино огромную армию. Многие города переходят на сторону самозванца. К осени тушинцы уже контролируют всё верхнее и среднее Поволжье, а также значительную часть территорий на севере и в центре Руси. Осаждают Москву.
Однако полной блокаде столицы препятствует Троице-Сергиев монастырь. Через неё царь Василий Шуйский поддерживает связь с городами Севера, ещё хранившими верность Москве, и получает от них подкрепление. Поляки понимают — чтобы сломить Москву, им нужно сначала захватить Троицкую обитель.
С вами Благовестник. Сегодня мы поговорим о героической обороне Троице-Сергиева монастыря.
Часть 1. Начало осады
Начало 17-го века. Троице-Сергиева лавра — самый большой и самый богатый монастырь на Руси, овеянный славой преподобного Сергия Радонежского, игумена Земли Русской. Ежегодно в обитель приходят тысячи паломников: от простых крестьян до царской семьи. Монастырь получает значительные пожертвования в деньгах, владеет огромными земельными наделами. Хорошо укреплённой крепостью Троицкая обитель стала ещё в середине 16 века. Обитель окружена каменной стеной с 12 башнями, где установлены около ста пушек.
С того момента, как Лжедмитрий Второй взял в осаду Москву, главной стратегической целью для него становится именно Троице-Сергиева обитель. Ведь она обеспечивает связь между столицей и северо-восточными областями, с городами на Волге и в Поморье.
К тому же собравшиеся вокруг Лжедмитрия тушинцы прекрасно понимают: захват Троицкой обители позволит им не только усилить блокаду Москвы, но и поживиться монастырскими сокровищами. Кроме того, если троицкие монахи перейдут на сторону Лжедмитрия, то авторитет самозванца очень укрепится в стране.
Итак, монастырь надо брать. На его осаду отправляется отряд польского аристократа Яна Сапеги вместе с тушинскими «ворами» и казаками Лисовского. Всего — около 12 — 15 тысяч человек. Все они хорошо вооружены, их отряды усилены пушками. По разным данным таковых в арсенале тушинцев — от 17 до 60.
Шуйский направляет в монастырь небольшой гарнизон под руководством двух воевод — князя Григория Долгорукова и дворянина Алексея Голохвастова. Количество военных составляет около 2,5 тысяч человек. Обитель также защищают ещё 300 монахов и местные жители. Духовным наставником защитников является настоятель монастыря — архимандрит Иоасаф.
Среди укрывшихся в обители гражданских лиц — инокиня Ольга (царевна Ксения Годунова) и Мария Владимировна, дочь князя Владимира Андреевича Старицкого и вдова бывшего Ливонского короля Магнуса.
23 сентября тушинцы подходят к стенам лавры. 25 сентября монахи и все собравшиеся в обители жители служат молебен об избавлении от врагов. После они приносят присягу перед мощами преподобного Сергия, что не предадут друг друга, что будут защищать монастырь и тех, кто в нём укрылся, до последнего вздоха. Сапега и Лисовский тем временем предлагают защитникам монастыря сдаться. Архимандрит Иоасаф и воеводы решительно отказываются.
Тушинцы сжигают близлежащие монастырские волости и приступают к осаде. Они строят укреплённый лагерь и обстреливают стены монастыря из ружей и лёгких полевых пушек. Впрочем, это не приносит никакого результата. Тогда осаждающие решают сделать подкоп под Пятницкую башню и взорвать там мину, чтобы проделать брешь. Однако защитники монастыря узнают об этом от перебежчика и вовремя предотвращают взрыв. Тушинцы приходят в ярость и открывают огонь из тяжёлых пушек по храмам. Снаряды повреждают Троицкий собор, иконы архангела Михаила и святителя Николая Чудотворца (этот образ с заделанным отверстием от снаряда и сегодня можно видеть неподалеку от раки с мощами преподобного Сергия в Троицком соборе, как и пронзенные ядром медные врата храма). Защитники монастыря открывают ответный огонь и тем самым подавляют батарею противника.
Ночь с 30 октября на 1 ноября. Тушинцы совершают первый большой штурм и нападают на крепость с трёх сторон. Но монастырская артиллерия обстреливает их. Тушинцы вынуждены бежать. Спустя время гарнизон совершает вылазку и уничтожает несколько отрядов врагов, которые укрылись во рвах. Атака заканчивается полным провалом для тушинцев.
9 ноября. Защитники обители разбиваются на три отряда и делают ночную вылазку. Атака оказывается настолько внезапной и решительной, что им удаётся захватить несколько пушек, пленных, вражеские знамена и припасы. После они успешно возвращаются в крепость. Поляки отмечают, что в вылазке участвовали и монахи. Некоторые из них оказались настоящими богатырями.
10 ноября. В попытках прорваться к подземному туннелю врага монастырский военный отряд вновь идёт в наступление. Вот только на этот раз тушинцы оказываются готовыми к нападению. Им удаётся отбить атаку. Защитники несут потери и вынуждены отступить обратно в крепость. Но с подкопом по-прежнему что-то нужно делать — он стремительно приближается к Пятницкой башне.
11 ноября. Учитывая опыт предыдущих боёв, осаждённые тщательно готовятся к новой вылазке. Наступать решают на рассвете. Защитники формируют группу подрывников и закладывают взрывчатку в туннелях. Несмотря на то, что возглавлявший вылазку Иван Внуков погибает во время последующей схватки, его люди успевают взорвать заряд и обрушить подкоп. В итоге крепость спасена.
Часть 2. Блокада
После этой неудачи Сапега решает сменить тактику. Теперь он уже не пытается взять крепость штурмом. Вместо этого он сосредотачивается на блокаде монастыря. Чтобы реализовать задуманное, тушинцы строят укрепления, блокируют дороги и ставят заставы. Наступает зима. Осаждённые совершают несколько вылазок, чтобы захватить у осаждающих провиант и фураж. Им даже удаётся поджечь несколько вражеских застав. Однако гарнизон монастыря при этом несёт значительные потери.
Январь. Разгар зимы. Тушинцы предпринимают новую попытку взять монастырь. Они атакуют из засады и отрезают отряд русских стрельцов от крепости. Одновременно часть войск противника врывается в открытые ворота обители. Но положение спасает монастырская артиллерия, которая открывает огонь по рядам врагов. Благодаря этому отряд стрельцов пробивается назад, хотя и несёт тяжёлые потери. Ворвавшиеся в монастырь всадники-тушинцы не могут маневрировать внутри обители. Защитники лавры атакуют их камнями и деревянными бревнами с крыш. Противник снова разбит и отброшен.
Всё это время правительство Шуйского пытается поддержать отважный гарнизон Троице-Сергиевой обители. В январе из Москвы в Троицу посылают подкрепление, но оно не может пробиться. В феврале в обитель пробивается обоз с порохом из Москвы. По дороге он попадает в одну из тушинских засад. Людям Долгорукова приходится предпринять ещё одну рискованную вылазку, чтобы расчистить обозу дорогу и провести его в крепость.
Вскоре усиленная блокада монастыря приносит тушинцам свои плоды — гарнизон обители совсем прекращает вылазки.
Тем временем в Троицкой обители не всё гладко. Стрельцы и монахи конфликтуют. Главный воевода князь Долгорукий решает завладеть казной и запасами монастыря. Для этого он обвиняет монастырского казначея Иосифа в измене. Но второй воевода, Голохвастов, и архимандрит Иоасаф оправдывают казначея. Некоторые защитники монастыря, не выдержав тягот осады, становятся перебежчиками и бегут в лагерь к тушинцам. Они сообщают осаждающим, что гарнизон умирает от голода и болезней.
Впрочем, стоит заметить, что и у тушинского войска положение тоже было не самым лучшим. Зимой труднее добывать продовольствие, началась цинга. Запасы пороха подошли к концу. Войска Сапеги попросту оказываются не в состоянии осаждать столь сильную крепость. Начинаются раздоры между поляками, казаками и русскими тушинцами. В результате Сапега решается на второй штурм. Только теперь он хочет взорвать крепостные ворота.
Сапега внедряет в монастырь якобы польского перебежчика по имени Мартьяш. Он должен втереться в доверие к защитникам и в нужный момент вывести из строя крепостные пушки. Однако другой тушинский перебежчик, уже настоящий, сообщает гарнизону обители о вражеском лазутчике. Мартьяша пытают, и он рассказывает всё, что знает о грядущем штурме. И хотя защитники монастыря значительно ослаблены, воины Долгорукова выдерживают атаку врага. Этому способствует грамотная расстановка русских воинов по важнейшим местам укреплений, где должен появиться противник. Только это и позволяет им отразить штурм.
Почти год спустя гарнизон крепости сокращается с 2,5 тысяч до всего 200 человек. Но оставшиеся защитники не падают духом и готовы стоять до конца. Они отказываются принять все новые предложения тушинцев о сдаче.
Сапега тем временем готовит новый штурм.
Ночь с 27 на 28 июля. Тушинцы идут в атаку. Защитники монастыря, по сути, обречены на верную смерть, но их спасает чудо. В темноте штурмовые колонны поляков и русских тушинцев путают время выступления и движутся вразнобой. В итоге они принимают друг друга за врага и атакуют. Разыгрывается кровавый бой! Многие осаждающие гибнут. Штурм проваливается. Тушинцы — поляки и русские — спорят и обвиняют друг друга в неудаче. Многие тушинские вожаки и казачьи атаманы покидают лагерь Сапеги. У осаждённых впервые за долгое время появляется хоть какая-то надежда.
После этого о полноценной осаде монастыря уже не может быть и речи. Сапега уводит часть своих воинов против армии Скопина-Шуйского. Тот как раз вместе со шведами идёт освобождать Москву.
Октябрь 1609 года. Скопин-Шуйский одерживает победу над Сапегой в битве на Каринском поле. Путь к Троице-Сергиевой лавре для русско-шведского войска открыт. Гарнизон монастыря получает подкрепление, но он всё ещё осаждён тушинскими отрядами.
Январь 1610 года. Скопин-Шуйский приближается к монастырю. Завидев войско Скопина, тушинцы снимают осаду и уходят в сторону Дмитрова. И хотя война ещё далека от завершения, братия Троице-Сергиева монастыря наконец-то могла перевести дух — осада была снята.
Заключение
Оборона Троице-Сергиева монастыря продолжалась долгих 16 месяцев. Его защитники не думали ни о личной, ни о политической выгоде. Они боролись за жизни людей, которые искали защиты от тушинцев за стенами крепости, и защищали от осквернения величайшую святыню Русского Православия. Героический гарнизон Троицкого монастыря показал всей стране удивительный пример мужества и стойкости, а главное — верности тем духовным идеалам, которые веками питали русский народ, на которых зиждилось Русское государство. Вдохновившись подвигом защитников Троицкой обители, русские люди стали собираться в ополчения, которые впоследствии выгнали врага из страны и положили конец смуте.
С вами был Благовестник, до новых встреч.