1441 год. Митрополит Исидор провозглашает в Успенском соборе Москвы подписанную им ранее Флорентийскую унию. Великий князь Василий II обличает его за отступничество от Православной веры. Исидор низложен и изгнан. Но Константинопольский патриарх и Византийский император тоже одобрили унию с Римом. Таким образом греки, некогда учителя русского народа в Православии, теперь стали вероотступниками. Общение с ними невозможно.
Русская Церковь остаётся одна. Что теперь её ждёт?
С вами Благовестник, и сейчас мы поговорим о том, как складывалась судьба Русской Церкви после подписания Флорентийской унии.
Часть 1. Духовного лидера — нет, гражданская война — есть
После заключения митрополита Исидора под стражу, Русская Церковь остаётся без предстоятеля, а русский народ — без духовного лидера. Как быть дальше? На Руси, которая более четырёх веков была митрополией Константинопольского патриархата, не привыкли самостоятельно принимать решения, касающиеся церковной жизни. Но и следовать за ставшим униатским Константинополем теперь уже невозможно. Разрыв с Греческой Церковью становится неизбежным ради сохранения православия. Поэтому Русская Церковь, хочет она того, или нет, должна стать автокефальной, то есть независимой.
Но как это всё реализовать? Такой вопрос остро стоит перед русскими. Ведь для подобных ситуаций в церковных канонах нет никаких указаний, потому что с таким положением дел раньше просто не сталкивались. Поэтому иерархи Русской Церкви оказались на первых порах в немалой растерянности, так как привыкли с уважением относиться к канонам и соблюдать их.
Колебания и сомнения относительно будущего Русской Церкви длятся несколько лет. В Москве пристально следят, как складывается ситуация в других странах.
1443 год. В Иерусалиме собирается церковный Собор. На Соборе три Восточных патриарха — Александрийский, Иерусалимский и Антиохийский — заявляют о полном неприятии и осуждении Флорентийской унии, что весьма ободряет русских. Однако Церковь в Константинополе в это время по-прежнему продолжает возглавлять патриарх-униат.
Между тем, пока в Русской Церкви терзаются каноническими вопросами, в Великом княжестве Московском разгорается очередная междоусобная война.
Сыновья Юрия Звенигородского — Василий Косой и Дмитрий Шемяка — претендуют на великое княжение.
1446 год. Великий князь Василий II свергнут и ослеплён. Именно поэтому он и получает своё прозвище «Тёмный». В водовороте гражданской войны Василию II трудно заниматься вопросом устроения Русской Церкви. Впрочем, в сознании русских людей мнение о том, что Церковь на Руси должна стать независимой от греков окончательно вызревает. Это видно даже на примере Дмитрия Шемяки. Во время своего короткого правления в Москве, он обращается за помощью к Рязанскому епископу Ионе и в обмен на его поддержку обещает признать его митрополитом всея Руси. Междоусобица лишь откладывает вопрос о церковной независимости Руси, но не снимает его с повестки.
Стоит отметить, что Шемяка обращается к Ионе Рязанскому не из личных симпатий. В сознании русских людей того времени Иона — фактически уже нареченный митрополит. В первый раз его избрали на митрополию ещё после смерти митрополита Фотия в 1431 году. Но в Константинополе тогда решили дело в пользу Смоленского епископа Герасима, который был ставленником Литовского князя Свидригайла. Второй раз Иона отправился в Константинополь после смерти Герасима в 1435 году, но на должность Киевского митрополита к тому времени уже был назначен грек Исидор. Константинополь поставил его на Русскую митрополию, чтобы тот потом поддержал Флорентийскую унию. Тем не менее, патриарх Иосиф тогда пообещал Ионе, что он станет митрополитом после Исидора.
Правление Шемяки длится недолго. В декабре 1446 года сторонники Василия II захватывают Москву и возвращают Василию Тёмному его престол. После окончания междоусобицы Василий наконец-то получает возможность заняться избранием нового предстоятеля Русской Церкви.
Часть 2. Выборы нового митрополита
1448 год. Василий созывает церковный Собор и предлагает избрать митрополитом опять же Иону Рязанского.
На Соборе лично присутствуют 4 епископа: Ефрем Ростовский, Авраамий Суздальский, Варлаам Коломенский и Питирим Пермский. Евфимий Новгородский и Илия Тверской прислали грамоты, в которых выразили своё согласие на избрание Ионы митрополитом. На Соборе также присутствуют многочисленные священники и монахи. Рязанский епископ избран митрополитом единогласно.
5 декабря 1448 года. День торжественного поставления Ионы на кафедру митрополита Киевского и всея Руси.
Впрочем, стоит отметить, что обретение нового духовного лидера не решает вопрос о новом предстоятеле Русской Церкви целиком.
Сложность ситуации заключается в том, что Иона избран собором епископов только Северо-Восточной Руси. Епископы западнорусских епархий, подвластные королю Польши, великому князю Литовскому, не участвовали в этом выборе. А потому у Москвы возникают опасения, что западные епархии могут из-за этого отделиться от единой митрополии Киевской и всея Руси.
Тем временем Исидор, бежавший из Москвы осенью 1441 года, пытается укрепиться в Литве, склонить к принятию унии и отделить западные епархии Русской Церкви в отдельную униатскую митрополию. Но у него ничего не получается, так как король Польши, великий князь Литовский Казимир IV Ягеллончик прекрасно знает, что его многочисленные православные подданные в Западной Руси категорически против унии. Король, хоть и католик, но хорошо понимает, что насилие над совестью православных русинов приведёт к бунту, который ему совсем не нужен.
1451 год. Казимир IV Ягеллончик признаёт Иону митрополитом Киевским и подтверждает его права на церковные имения на территории своего государства.
Вот так Русская Церковь становится независимой от греков.
Митрополит Иона возглавлял Русскую Церковь в качестве митрополита Киевского и всея Руси с 1448 по 1461 годы. Впоследствии он будет причтён к лику святых Русской Церкви и станет очень почитаемым в народе.
Часть 3. Попытки наладить связь с Константинополем
1448 год. Император-униат Иоанн Палеолог VIII умирает. Интересный нюанс — Русская Церковь в это время ещё готова отказаться от независимости, но только в том случае, если Константинополь откажется от унии. Это видно из письма, которое хотел было направить великий князь Василий Тёмный новому и последнему византийскому императору Константину XI. В этом письме говорится, что Иона поставлен митрополитом только из-за предательства Исидора. Однако Константин всё ещё надеется на помощь Рима в борьбе с турками, а потому тоже принимает унию. Когда об этом становится известно в Москве, великий князь решает не отправлять своё столь тщательно готовившееся послание в Константинополь. Русской Церкви ничего не остаётся, как окончательно смириться с уделом быть самостоятельной. Ведь только так она может сохранить верность православию и его чистоту.
1453 год. Константинополь подает под ударами турок. Тысячелетняя Византийская империя прекращает своё существование. Тем не менее, эта катастрофа даёт Греческой Церкви возможность вновь вернуться в лоно православия. Важный момент: в своё время Флорентийская уния не была поддержана большинством греческого народа. Теперь же её окончательно отвергают. Январь 1454 года. Геннадий Схоларий становится патриархом возрожденной Православной Церкви в Константинополе.
Казалось бы, Русская Церковь может вернуться в юрисдикцию Константинопольского Патриархата. Но этого так и не происходит. И причина очень проста.
Для русских Константинополь всегда был не просто юридическим церковным центром, но и духовным центром всего православного мира. В империи Церковь и государство достигают симфонии — то есть единства и соработничества — в лице патриарха и императора. Да, кстати, на Руси в молитвах они всегда упоминались первыми. Но после Флорентийской унии, когда император и патриарх отступают от православия, связь между Русью и Византией разрушается. Теперь, без православной императорской власти, хоть и вернувшийся в православие, но зависимый от султана-мусульманина патриарх Константинополя уже не может быть для русских тем, кем он был раньше. И именно этот факт делает невозможным возвращение к прежним отношениям между Константинопольским Патриархатом и Русской митрополией. Тем более, что патриарх Дионисий более чем бестактно потребовал от русских признать своим митрополитом бывшего униата и вчерашнего вероотступника Григория Болгарина, в прошлом — ученика и архидиакона Исидора.
Заключение
Вот так Русь осталась единственной православной державой в мире. Переход к автокефалии был важен не только ради сохранения православной веры, но и для сохранения самой Московской Руси как государства. К этому моменту она почти освободилась от ига Орды и нуждалась в духовном лидере и в крепкой Церкви как никогда. Впереди был последний рывок к полному освобождению от поработителей и конец внутренним междоусобицам. Путь назад был невозможен.
Однако на этом взлёте Русскую Церковь ожидали и большие испытания. Но об этом в следующем выпуске.