Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Святые равноапостольные братья. Славянские просветители. Проповедники христианства. Первые переводчики богослужебных книг с греческого на славянский язык. И самое главное они — создатели первой славянской азбуки, которой мы пользуемся по сей день.

С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о Кирилле и Мефодии.

Часть 1. Ранние годы

820-е годы. Византийский город Фессалоники или Солунь, как его называют славяне. В семье друнгария, командира военного подразделения армии, рождаются будущие просветители и проповедники Кирилл и Мефодий. Впрочем, при рождении имена у «Солунских братьев» были другими, но они нам неизвестны.

Историческая справка: Кирилл — это имя, принятое Константином Философом перед смертью при пострижении в великую схиму, то есть высшую ступень монашества. Мефодий — имя его брата в монашеском постриге.

Будущий Кирилл — седьмой ребенок в семье, Мефодий — его старший брат. По происхождению они «ромеи», то есть греко-язычные жители Византийской империи. Однако оба они с самого детства в совершенстве владеют славянским языком, поскольку в Фессалонике и её окрестностях в то время проживает много славян.

Годы идут, братья взрослеют. Старший брат решает пойти по стопам отца и становится военным. Младший же решает посвятить себя науке.

Благодаря поддержке покровителя семьи Кирилл проходит обучение в Константинополе у знаменитого византийского математика и механика Льва, архиепископа Фессалоникийского, и Фотия, будущего патриарха Константинопольского. После учёбы младшему из братьев предлагают важную должность, большую зарплату и выгодный брак, но юноша отказывается и принимает монашество с именем Константин. Тогда ему предлагают ведать патриаршей библиотекой и архивом, но он бежит из города и скрывается 6 месяцев. Впрочем, Константина всё же уговорили преподавать в Константинополе философию и теологию. Именно с этим и связано его прозвище «Философ».

Начало 50-х годов. Константин Философ едет с посольством в Багдад, где участвует в диспутах с арабскими богословами. Поездка углубляет его знания о письменности разных народов Востока.

Но вернёмся к Мефодию. Старший из братьев в это время уже управляет одной из территорий на Балканах, населенных славянами, но подчиненных Византии. Впрочем, его карьера обрывается в 856 году. Вероятно, тому виной стало убийство покровителя семьи Феоктиста. Тогда старший из «Солунских братьев» уходит на гору Олимп и постригается в монашество с именем Мефодий. А позже становится игуменом монастыря к югу от Олимпа.

Когда Константин возвращается из своей поездки в арабские страны, он сначала некоторое время живёт уединённой жизнью, а потом переезжает к брату на Олимп. Там они вместе проводят несколько лет. Скорее всего, именно в этот период и начинается подготовка к созданию славянской письменности. В пределы Византийской империи уже входят обширные земли, заселенные славянами-язычниками, и вопрос об их христианизации к тому времени встаёт ребром.

Часть 2. Мощи святого Климента и посольство в Хазарский каганат

В IX веке русы и славяне всё чаще совершают набеги на города Византии. Император задумывается, как превратить их и другие соседние народы из врагов в союзников. И решение находится — обратить недругов в христианство.

860 год. Император отправляет в Хазарский каганат посольство. Один из местных правителей в то время как раз раздумывает над тем, какую религию принять, и приглашает к себе представителей разных вероисповеданий.

Историческая справка: Хазарский каганат — государство тюркоязычных кочевников, в состав которого входили Нижнее Поволжье и земли в нижнем течении Дона и Приазовье, значительные территории на Северном Кавказе, часть Крыма. От хазар зависели некоторые славянские племена.

Поскольку Константин Философ является образованным и опытным полемистом, он отправляется в Хазарский каганат вместе с византийским посольством. А сопровождает его Мефодий. Старший брат — бывший воин, а потому в случае опасности во время путешествия может защитить обоих. К тому же как монах он всегда готов духовно поддержать молитвой младшего брата.

Стоит отметить, что созданию славянской письменности предшествует изучение «Солунскими братьями» ряда других языков и систем письма. По пути в Хазарский каганат братья посещают крымский Херсонес, где изучают иностранные языки — еврейский и скорее всего сирийский.

Узнав, что останки священномученика Климента Римского, казненного за проповедь Христианства в Крыму на рубеже I–II вв. от Р.Х., находятся на полузатопленном островке в море, Константин убеждает Херсонесского архиепископа их разыскать. Молитвами Константина мощи святого удаётся обрести. Братья решают взять часть мощей с собой в дальнейшее путешествие, чтобы потом доставить в Рим, где в конце Iв. был епископом Климент.

Из Крыма братья отправляются ко двору хазарского правителя. Там Константин участвует в религиозном диспуте с арабскими и иудейскими богословами. Как гласит житие, группу знатных хазар вдохновляют речи молодого византийского проповедника. Некоторые из них крестятся, несмотря на то что главный правитель Хазарии — каган к этому времени уже принял иудаизм. Но каган разрешает деятельность христианских проповедников в Хазарии, так как считает выгодным союз с Византией.

Часть 3. Посольство в Моравию и создание славянской письменности

Около 830 года. Моравия (ныне часть Чехии). Языческий край, населенный славянами, в это время здесь проповедуют латинские миссионеры из Баварии. Проповедуют не слишком успешно: славянам их латынь, на которой служат Мессы и читают Священное Писание, малопонятна.

50-е годы IX века. Между Моравией и Восточнофранкскими королевствами, куда входит и Бавария, начинается конфликт. Князь Моравский Ростислав решает разорвать церковные связи с Баварией и обращается к Византии с просьбой прислать «учителя». Император Михаил III отправляет к моравским славянам Константина Философа.

Константин же, в свою очередь, говорит, что без славянской азбуки не сможет выполнить миссию среди моравов. В то же время, он выражает опасение, что, если он изобретёт письмо для славян, его могут счесть еретиком. Но в итоге император одобряет работу над созданием славянской письменности. И вот весной 864 года Константин и Мефодий прибывают в Моравию.

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Здесь Константин завершает свой труд по созданию славянской письменности, который начал ещё на Олимпе.

Стоит отметить, что созданный Константином алфавит большинство современных исследователей отождествляют с глаголицей. А создание кириллицы приписывают уже ученикам Кирилла и Мефодия.

При работе над славянской письменностью Константин отталкивался от греческого алфавита, но дополнил его буквами, созданными для передачи тех звуков славянского языка, которым нет соответствия в греческом. Этим буквам он придал оригинальные формы, не заимствованные из какой-либо другой системы письма. Есть предположение, что за графическую основу таких букв Константин взял 3 главных христианских символа — крест, круг и треугольник.

Также исследователи считают, что славянскую азбуку Константин создал самостоятельно, а вот над переводами Псалтири, Евангелия и Апостола «Солунские братья» работали уже совместно.

За три с половиной года своего пребывания в Моравии братья переводят с греческого языка все богослужебные тексты, а также обучают новой грамоте несколько десятков человек.

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Германским миссионерам, чья миссия в Моравии провалилась, не нравится успешная деятельность Константина и Мефодия. Ревнители латинского обряда откровенно завидуют «Солунским братьям» и опасаются византийского влияния на славян. Они утверждают, что совершать богослужения можно только на трех языках — еврейском, греческом и латинском.

Историческая справка: на этих языках, согласно Евангелию, была сделана надпись на кресте, на котором распяли Иисуса Христа.

Константин называет точку зрения латинских миссионеров «триязычной ересью». Братья решают, что нужно как-то попытаться сделать так, чтобы Моравия получила свою собственную церковную организацию и не была больше зависима от немцев. На этом их миссия была бы завершена, и они могли бы вернуться домой. Уезжая из Моравии, братья не берут от князя Ростислава деньги, которыми тот хочет наградить их за труды.

Зима 866 года. «Солунские братья» прибывают в Венецию, где рассчитывают рукоположить своих учеников в иерархи для Церкви в Моравии у патриарха Виталия I. Но латинские епископы в Венеции, как и немцы, также обвиняют Константина и Мефодия, отвергая возможность славянской богослужебной традиции. На эти обвинения Константин отвечает, что если все народы достойны хвалить Бога и воспринимать учение Христа, то, очевидно, они достойны и того, чтобы иметь собственное письмо и обращаться к Богу на своём языке. Константин в подтверждение своей позиции приводит изречения Христа о книжниках и фарисеях, которые закрывают для людей Царство Небесное, сами в него не входят и хотящих войти не пускают (Мф 23. 13; Лк 11. 52).

Получается, что и латинское духовенство, подобно фарисеям, не допускает, чтобы народы могли узнать евангельское учение на своём языке. Свою речь Константин завершает словами о том, что для утверждения в вере имеет значение лишь проповедь на понятном языке, а непонятная проповедь, даже если она полна глубокого духовного содержания, не приносит никакой пользы.

Обвинённых в ереси братьев вызывает к себе Римский папа Николай I. «Солунские братья» едут в Рим — они уважают папу как первого по чести епископа Православной Церкви (тогда, в IX Римский престол еще не откололся от единства с ней), а Моравию признают территорией, пребывающей в юрисдикции Рима.

Однако к приезду просветителей славян в Рим папа Николай I умирает. Его преемник, Андриан II, встречает «славянских апостолов» с почётом, так как они привозят в Рим мощи священномученика Климента. Папа разрешает использовать славянское письмо и к тому же делает учеников Константина и Мефодия священниками и диаконами. В нескольких храмах Рима начинают совершать литургии на славянском языке.

Во время пребывания в Риме Константин заболевает и принимает схиму с именем Кирилл. Перед смертью он просит брата продолжить их общее дело. Кирилл умирает 14 февраля 869 года. Мефодий пытается отвезти его останки на родину, но римские епископы не разрешают этого. Погребение Кирилла совершают в римской базилике св. Климента, там, где были положены привезенные им мощи священномученика.

Часть 4. Снова в Моравии

После смерти брата Мефодий отправляется обратно в Моравию.

В начале 870-х князь Ростислав попадает в плен к Людовику Немецкому. Моравией теперь управляют немецкие графы. Мефодий арестован. Несмотря на то, что он является лицом, подсудным лишь Римскому Папе, баварский синод приговаривает его к лишению Моравской епископской кафедры и заключению в одном из местных монастырей.

874 год. Моравия и Восточнофранкское королевство заключают мир. Мефодий выходит на свободу. Однако теперь ему запрещено совершать богослужения на славянском языке. Но он нарушает этот абсурдный запрет, в чём его и обвиняют в 879 году. Папа Иоанн VIII вызывает Мефодия в Рим для рассмотрения обвинений. Вместе с ним к понтифику едут и немцы. Они ожидают, что Мефодий будет осужден, но их надежды не оправдываются. Мефодий избегает наказания. Более того — Папа Римский утверждает его в сане архиепископа. И теперь всё духовенство на территории Моравии подчинено его власти. Папа Римский разрешает ему вести богослужения на славянском языке при одном лишь ограничении: текст Евангелия должен сначала читаться на латыни.

После смерти брата Мефодий много времени уделяет переводам Священного Писания на славянский язык. Он перевёл почти все библейские книги, кроме Маккавейских. И даже в гражданской жизни Мефодий делает для моравских славян очень много полезного. Прошлый опыт управления одной из византийских земель на Балканах помогает ему составить славянский сборник законов. Позднее этот свод получит широкое распространение на Руси.

885 год. Мефодий умирает. Его хоронят в кафедральном соборе столицы Моравии.

Заключение

Создание славянской письменности оказалось делом исключительно важным. Она была востребована не только в Моравии, но и помогла впоследствии обратить в христианство множество племён славян-язычников в самых разных частях Европы. Таким образом, равноапостольные Кирилл и Мефодий по праву считаются просветителями славян. Именно им мы обязаны не только нашей письменностью, но и всей последующей богатой славянско-христианской культурой, возникшей на её основе.

Статьи

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Апостол Андрей и Древняя Русь

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Герои Смутного Времени. Минин и Пожарский. Победа народного ополчения.

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Герои смутного времени. Польско-литовская интервенция. Патриарх Ермоген.

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Владимирский собор 1274 г. Коррупция, кулачные бои и духовный упадок.

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Батыево нашествие на Русь. Часть II

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Батыево нашествие на Русь. Часть I

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Киево-Печерский монастырь и его роль в истории России

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Ярослав Мудрый и митрополит Иларион

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Святые князья Борис и Глеб

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Митрополит Алексий. Один из отцов основателей Московской Руси.

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Смутное время. Героическая оборона Троице-Сергиева монастыря.

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Соловецкий бунт 1668 г.

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Протопоп Аввакум и его последователи

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Патриарх Никон и Церковный Раскол и реформы. Старообрядчество.

Кирилл и Мефодий. Славянские просветители. Благовестникъ. История России в историях

Кружок «Ревнителей благочестия»