Привет, это Благовестник!
Сегодня мы расскажем вам о Митрополите Алекси́и — одной из ключевых фигур второй половины 14 века. Он стоял у истоков создания Московской Руси. А также был наставником и духовным отцом князя Дмитрия Донского.
Биография
Будущий митрополит Алекси́й родился около 1300 года в семье боярина Феодора Бяконта, их семья переселилась в Москву из разоренного монголами Чернигова. В Москве при князе Данииле Александровиче Федор Бяконт становится одним из самых влиятельных бояр.
Уже в 20-летнем возрасте Алекси́й принимает монашеский постриг, весьма нетипичный выбор для представителя родовитого русского боярства того времени.
В течение 20 лет Алекси́й был простым монахом в московском Богоявленском монастыре, а затем его таланты замечает глава Русской Церкви митрополит Феогност и ставит Алекси́я своим наместником во Владимире.
Справка: Митрополит — второй духовный сан после патриарха. По функционалу митрополит, как губернатор, только его ответственная территория называется не край или область, а митрополия (митрополичья кафедра).
Алекси́й так достойно проявляет себя, что Феогност объявляет его своим приемником.
После смерти митрополита Феогноста Алекси́й выезжает в Константинополь для поставления на Киевскую митрополию. После долгих колебаний летом 1354 года греки* утвердили Алекси́я новым предстоятелем Русской Церкви.
*Историческая справка: до середины 15 столетия Русская Церковь, получившая свое начало от Греческой, не была автокефальной (независимой), а находилась в юрисдикции Константинопольского Патриархата.
На защите единства Русской церкви
Начало 14 века. Русь раздроблена на мелкие княжества. Власть Золотой Орды установилась над всеми северо-восточными территориями русских земель. Для того чтобы сбросить иго необходимо создание нового централизованного государства, для этого необходимо воссоединить раздробленные земли вокруг одного центра. К середине 14 века между княжествами разгорается борьба за первенство, основными претендентами на роль объединителя Руси становятся Московское великое княжество и Великое княжество Литовское.
В 1345 году великим князем Литовским становится Ольгерд, сын Гедимина.
В борьбе за власть над Русью Ольгерд не пренебрегает никакими средствами. Так, в соперничестве с Москвой он решает расколоть единство Русской Церкви, во главе которой был только что поставлен митрополит Алекси́й. Ольгерд понимал, что симпатия Алекси́я всегда будет на стороне православного московского великого князя, а не литовского государя, остававшегося язычником.
Ольгерд пишет письмо Константинопольскому Патриарху с просьбой о создании отдельной Литовской митрополии, во главе которой хочет поставить своего ставленника Романа.
Византия угасала и греки, опасаясь настроить против себя литовского князя, способствуют созданию Литовской митрополичьей кафедры. Следующим шагом Ольгерда было постепенное расширение границ Литовской митрополии. По мере расширения Литовского государства на восток часть епархий, принадлежавших митрополиту Алекси́ю, вместе с захваченными литовцами землями были подчинены Роману.
К концу 1350-х годов литовский князь смог подчинить своей власти Киев, Северские земли, Брянское княжество и часть Смоленской земли, и Литовский митрополит Роман, попирая принятые в Константинополе договоренности, распространил свои полномочия на все захваченные территории.
В 1358 году митрополит Алекси́й, стремясь положить конец агрессивным действиям литовского князя-язычника и подвластного ему митрополита Романа и принимает решение ехать в захваченный Ольгердом Киев. Но там по приказу князя Ольгерда Алекси́й был ограблен, арестован и заключен под стражу. Через некоторое время Алекси́ю удается бежать и вернуться в Москву. Решить вопрос о разграничении двух митрополий мирным путем не получается.
Более того, через два года литовский митрополит Роман попытался (правда, неудачно) подчинить себе даже Тверскую кафедру, подчиненную митрополиту Алекси́ю. И тогда Алекси́й решает писать Патриарху в Константинополь.
Но в итоге вмешательство патриарха не понадобилось: зимой 1362 года Литовский митрополит внезапно умирает. После его смерти Литовская митрополия перестает существовать и все захваченные Романом епархии вновь вернулись к Алекси́ю.
На защите единства русского государства
В 1359 году умирает великий князь Иван Красный. Согласно завещанию, митрополит Алекси́й фактически становится регентом при его 9-летнем сыне московском князе Дмитрии Ивановиче (будущем Донском).
Это был беспрецедентный случай. Первоиерарх Русской Церкви стал одновременно одной из ключевых политических фигур Русского государства. Но кроме этого, святитель Алекси́й фактически стал и воспитателем будущего героя Куликовской битвы.
Святитель Алекси́й был решительным сторонником московских князей. В основе его политической линии лежала твердая убежденность в том, что именно московские государи призваны объединить Русь как православную державу, в то время как литовские князья, будучи иноземными язычниками не могли претендовать на аналогичную роль.
Наиболее ярко свою приверженность политическому курсу Москвы святитель Алекси́й проявил в условиях, когда несовершеннолетием Дмитрия Ивановича решил воспользоваться суздальский князь Дмитрий Константинович. Дмитрий Суздальский добивается от ордынского хана получения ярлыка на великое княжение. Это привело к тому, что вслед за ним подняли голову и другие удельные князья, прежде послушные Москве. Москва лишилась более половины своих земель, что грозило повернуть вспять процесс объединения Руси. Это конечно же было на руку как Орде, так и Литве.
Но за князя-отрока мгновенно вступились его бояре и митрополит Алекси́й.
Воспользовавшись смутой в Орде, московское правительство во главе с митрополитом Алекси́ем добилось от ханов Орды возвращения ярлыка на великое княжение Дмитрию Ивановичу, а с ним были возвращены и все утраченные земли. Во многом именно благодаря святителю Алекси́ю Москве удалось сохранить главенствующую роль в объединении русских земель.
Святитель Алекси́й активно поддерживал московского великого князя Дмитрия Ивановича во время Литовско-московской войны 1368—1372. Ее итогом стало заключение перемирия, по условиям которого Ольгерд обязался не вмешиваться в конфликт между Москвой и Тверью. Тем самым Литва утратила возможность влиять на отношения между княжествами Северо-Восточной Руси и использовать усобицы между ними для усиления своего влияния.
В 1375 году святитель Алекси́й был посредником при заключении мира между тверским князем Михаилом Александровичем и московским князем Дмитрием Ивановичем. Тогда тверской князь признал главенство московского, отказался от претензий на великое княжение и пообещал разорвать союз с Литвой и стать союзником Московского княжества.
Эти события еще более укрепили положение Москвы, политическая линия которой уже почти во всей Северо-восточной Руси воспринималась как отражающая общерусские интересы.
Вклад святителя Алекси́я в формирование этого курса был исключительно велик.
Заключение
Летопись рассказывает о чуде, произошедшем в 1357 году, еще при жизни митрополита Алекси́я.
Ордынский хан Джанибек приказал ему прибыть ко двору и исцелить его мать Тайдулу, которая заболела неизвестной болезнью глаз и ослепла.
Святитель Алекси́й не мог отказать: иначе ордынский правитель наказал бы за это не только митрополита, но и всю русскую землю. Также он понимал, что нет никаких гарантий того, что он исцелит Тайдулу и вернется в Москву живым. Принимая решение отправиться в Орду, святитель Алекси́й жертвовал собой, отводя угрозу нового нашествия монголо-татар.
Митрополит выезжает из Москвы в Орду, где с Божией помощью исцеляет ханшу.
«Исцеление митрополитом Алексием Тайдулы»
картина художника Капкова Якова
В благодарность за исцеление Тайдула подарила митрополиту ордынский двор в Московском кремле. На этом месте позже святитель основал Чудов монастырь, который, к сожалению, был разрушен в годы советской власти.Митрополит Алекси́й скончался 12 февраля 1378 года в Москве. Сейчас мощи святого находятся в Москве в Елоховском соборе, в районе станции метро Бауманская. Любой желающий может посетить это место и помолиться великому русскому святителю.Святитель Алекси́й, безусловно, — один из самых выдающихся предстоятелей Русской Церкви. Единство Руси и Русской Церкви — вот та цель, к которой святитель стремился всю свою жизнь. Без его подвига невозможно было бы объединение Руси вокруг Москвы и создание могущественного, централизованного Российского государства.
С вами был Благовестникъ.
До новых встреч.