Разделение Русской Церкви на митрополии Киевскую и Московскую. Благовестникъ. История России в историях

Русь только что пережила тяжёлые потрясения. Её учителя в православии — византийцы стали вероотступниками — приняли Флорентийскую унию. Теперь их империя разрушена мусульманами. Очередная междоусобица истощила Великое княжество Московское. Но не смотря на всё это, Русь сохраняет свою православную веру. Русская Церковь теперь является автокефальной. Русские княжества объединяются вокруг Москвы. Близится окончательное свержение ордынского ига. Казалось бы, впереди забрезжил рассвет. Но на русскую землю вновь падает тень раскола.

С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о разделении Русской Церкви.

Основная часть

В первую очередь необходимо понять почему вообще произошло разделение Русской Церкви?

Для начала напомним, что Польский король и великий князь Литовский Казимир IV Ягеллончик в своё время признал церковную власть митрополита Ионы в своём государстве потому, что был в ссоре с Римом и не хотел давать своим православным подданным повод к мятежу, навязывая им унию.

Но постепенно обстоятельства меняются.

1455 год. Умирает Папа Римский Николай V. Каллист III становится новым Папой. Казимир примиряется с ним и признаёт все решения, принятые ранее на Флорентийском соборе.

Казимир, вероятно, долго колебался, прежде чем принять такое решение. С одной стороны, велик риск, что его православные подданные в западнорусских землях не примут унию и восстанут против государственной власти, пытающейся её навязать.

Но с другой стороны, король видит в унии весьма соблазнительную перспективу — она могла бы, в случае её принятия православными русинами, стать весьма эффективным способом объединить всех подданных короля, исповедующих как католичество, так и православие. А это позволяет надеяться, что в будущем Польша и Литва могли бы слиться в единое государство. Ведь пока что они объединены лишь династически персоной монарха — король Польши одновременно правит в Литве как великий князь. А если Польша и Литва станут одной державой, то она станет самой крупной в Европе. В таком случае можно будет подмять под себя и Северо-Восточную Русь — Русь Московскую. Воистину это кружащая голову перспектива. И король Казимир решается.

Разделение Русской Церкви на митрополии Киевскую и Московскую. Благовестникъ. История России в историях

1458 год. Король Казимир отказывается от Ионы и признаёт в качестве митрополита униата Григория Болгарина, который является учеником кардинала Исидора, бывшего митрополита Киевского и всея Руси. Григория поставляет на митрополию патриарх-униат Григорий Маммас, бежавший из Константинополя и осевший в Италии. Тем временем папа Каллист объявляет, что разделяет Русскую Церковь на две митрополии. Ту её часть, которой в реальности продолжает управлять митрополит Иона, — то есть Московскую Русь, он объявляет принадлежащей Исидору. А в западной части Русской Церкви, то есть во владениях Казимира, Папа Римский назначает митрополитом Григория Болгарина.

Таким образом, по воле папы Римского происходит разделение Киевской митрополии, что сопровождается совращением в унию её западной части.

Григорию поручено управлять 9 епархиями Западной Руси: Брянской (Черниговской), Смоленской, Перемышльской, Туровской, Луцкой, Владимиро-Волынской, Полоцкой, Холмской и Галицкой.

Василий Тёмный выражает своё недовольство по этому поводу. К Казимиру из Москвы отправляют два посольства: одно — от великого князя Московского, другое — от митрополита Ионы. Митрополит Иона обращается ко всей литовско-русской общине с посланием, убеждая православных не принимать митрополита-униата и оставаться верными православной вере.

Но эти меры ни к чему не приводят, и в Западной Руси на митрополию вступает униат Григорий. Единственные, кто откликается на послание Ионы, это киевские князья Симеон и Михаил Олельковичи, которые заверяют его в своей верности. Князь Юрий Ольшанский также отвечает, что продолжает признавать Иону митрополитом всех русских земель. Вот только это не имеет большого значения, так как король Казимир, связанный папской буллой, не может и главное не хочет отступить от своего намерения внедрить унию в Литовской Руси.

Подвластные Казимиру литовские и русские князья и бояре признают митрополитом униата Григория. Они не осмеливаются противиться своему правителю. Но гораздо хуже то, что западнорусские архиереи также молча отрекаются от Ионы и принимают Григория своим митрополитом и начинают служить под руководством римского ставленника. И лишь один епископ Брянский Евфимий бежит в Московскую Русь, где его назначают на Суздальскую кафедру.

Январь 1459 года. К этому времени папу Каллиста на римском престоле сменил Пий II. В Риме продолжают «делить шкуру неубитого русского медведя». Папа Пий объявляет, что Исидор отказывается от своей, Московской, части Русской митрополии, и её также передают Григорию. Мало того, Рим требует от Казимира арестовать Иону, если он появится в западнорусских землях. Король Казимир нагло предлагает великому князю Василию II принять Григория митрополитом в своих землях, с вызывающей бестактностью объясняя своё предложение тем, что Иона уже стар. Но московский государь, некогда так решительно выступивший против Флорентийской унии, наотрез отказывается принять митрополита-униата.

Конец 1459 года. В Москве собираются все высшие духовные лица Северо-Восточной Руси. Не приехали только Тверской и Новгородские владыки. В Успенском соборе, перед мощами святого митрополита Петра, епископы дают присягу не отступать от православной веры и хранящей её «Московской» Церкви (теперь это название Русской митрополии начинает входить в обиход — как антитеза ставшему униатским Киеву) и не признавать униата Григория своим митрополитом. Они также обещают оставаться верными митрополиту Ионе и его преемникам, которые будут избраны на его место.

Новгородский архиепископ Иона отсутствует на Соборе в Москве потому, что только что был поставлен митрополитом Ионой и уже присягнул ему непосредственно при хиротонии. Тверской же епископ Моисей, несмотря на два приглашения, откладывает свой приезд в Москву, возможно, из-за традиционно сложных политических отношений Москвы и Твери. После третьего приглашения он всё же отправляет в Москву грамоту с присягой, обещая быть верным законному митрополиту Ионе.

Участники Московского Собора 1459 года отправляют в Литву письмо, пытаясь убедить отделившихся братьев вернуться. Митрополит Иона дважды обращается к епископам, князьям и боярам Западной Руси, которые приняли унию. Ответа нет. Вероятно, западнорусские епископы и знать боятся репрессий со стороны короля Казимира. Но митрополит Иона снова и снова пытается вразумить своих заблудших братьев. В последний раз он обращается с новым посланием к западнорусским архиереям уже перед самой смертью. Но безрезультатно.

1461 год. Митрополит Иона умирает. Он был последним митрополитом, носившим титул «Киевского и всея Руси». Его хоронят в Успенском соборе Московского Кремля, где его нетленные мощи пребывают до сих пор. Забегая вперёд, можно сказать, что смерть митрополита Ионы почти совпадает по времени со смертью великого князя Василия Тёмного, который уйдёт в мир иной позже — в 1462 году.

Заключение

Разделение Русской Церкви свершилось. И хотя Западная Русь вскоре после описанных событий отказалась от унии, и Киевская митрополия вновь стала православной митрополией в составе Константинопольского Патриархата, двум половинам Русской Церкви суждено будет существовать независимо друг от друга вплоть до кона XVII века, когда они вновь воссоединятся — уже под омофором Патриарха Московского и всея Руси.

О том, как складывалась дальнейшая судьба Русской Церкви, мы поговорим в следующих статьях.

С вами был Благовестник.

Статьи