Вероятно, Вы не раз слышали, что принятием христианства Русь обязана святому равноапостольному князю Владимиру, крестившему своих подданных в 988 г. Но, действительно, ли всё обстояло именно так?
С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о том, как впервые были посеяны семена христианской веры на Руси.
1 Часть. Первое знакомство русов с христианством
Русская государственность зарождается в IX веке, когда преобладающими народностями в Восточной Европе становятся восточные славяне и русы. Считается, что русы имели скандинавское происхождение, и в X веке они постепенно слились со славянами в один народ. Жители земли, которую с этого времени так же, как и народ, стали называть Русью, были язычниками и поклонялись идолам. В IX веке русы и славяне сообща начинают совершать набеги на прибрежные черноморские города Византийской империи. Во время таких набегов они и узнают о христианстве. Более того, некоторые русы отказываются от язычества и принимают новую религию. Как же это происходит?
Один подобный случай описан в житии святого Стефана Сурожского: после десятидневной осады Сурожа (современный город Судак в Крыму) отряд русов, который возглавлял князь Бравлин, берёт его приступом и начинает грабить. Разумеется, богато украшенная церковь Святой Софии, где покоились мощи святого Стефана, представляет для захватчиков особый интерес. Но после разграбления и осквернения церкви князя Бравлина внезапно сражает тяжкий недуг. Догадавшись, что послужило тому причиной, предводитель русов раскаивается в содеянном и принимает крещение. Вместе с ним крестятся и его воины. После этого князь получает исцеление.
Похожий случай описан и в житии святителя Георгия Амастридского. В первой половине IX века отряд русов совершает набег на византийский город на черноморском побережье Малой Азии — Амастриду. Русы захватывают город и грабят его. Они пытаются вскрыть гроб святителя Георгия в поисках сокровищ, но сделать им это не удаётся. Внезапно происходит что-то загадочное. У воинов начался паралич рук и ног. Один из плененных горожан сказал воинам, что их поразил гнев христианского Бога. Тогда предводитель русов приказывает отпустить всех христиан и вернуть в храмы церковные ценности. Так захватчики спасаются от Божьей кары.
Возвращаясь на родину, воины, участвовавшие в набегах на византийские города, конечно же, рассказывали обо всём произошедшем своим соплеменникам. Так язычники стали получать первые вести о другой религии — грозной, но милосердной и всепрощающей.
2 Часть. Поход на Константинополь
Основание Русской державы, как гласит «Повесть временных лет», выпало на долю варяга Рюрика. Но в «Повести» упоминаются ещё две не менее важные фигуры этого периода — Аскольд и Дир, которые также были варягами. Именно они стали первыми на Руси князьями-христианами.
Аскольд и Дир были воинами-дружинниками Рюрика. Но потом они ушли на юг, завоевали Киев и вдвоём сели там на княжение.
Останавливаться на достигнутом новоявленные киевские князья явно не хотели. В 860-м году Аскольд и Дир совершают свой знаменитый поход на Константинополь. Их войско приплывает к городу на двух сотнях ладей и осаждает его. В это время византийский император Михаил III находится в походе против арабов в Малой Азии. Столицу империи защищает лишь небольшой отряд. Константинополь находится в бедственном положении.
Тогда вместе с патриархом Фотием народ собирается в церкви перед чудотворной святыней — ризой Богородицы. Всю ночь люди просят заступничества у Божьей Матери, а наутро крестным ходом обходят стены Константинополя и несут ризу на берег Босфора, где патриарх Фотий окунает её в воду. Едва край ризы касается воды, как начинается страшная буря. Все корабли русов если не тонут, то разбиваются о скалы. От отряда киевских князей остается жалкая горстка.
3 часть. Фотиево крещение Руси
Уцелевшие русы увидели в случившемся глубочайший духовный смысл и решили принять крещение. Так что важнейшим последствием неудачного похода Аскольда и Дира стало так называемое Фотиево крещение Руси.
Аскольд и Дир, вернувшись в Киев, вскоре отправляют в Византию послов с вестью о намерении креститься. Патриарх Фотий идёт навстречу киевским князьям и направляет к русам епископа. Тот прибывает в столицу русов, где начинает благовествовать правителям, их дружинникам и подданным о Спасителе и чудесах, которые Он совершил. Когда же епископ закончил свой рассказ, русы ответили ему, что крестятся в том случае, если воочию увидят чудо.
Они предлагают епископу положить Евангелие в огонь, говоря, что если оно не обгорит, то они уверуют. Епископ колеблется, но потом усердно молится Богу, искренне прося Его помощи ради просвещения русов. После молитвы Евангелие кладут в огонь, а затем достают обратно. Евангелие оказывается невредимым. Поражённые случившимся русы просят немедленно их крестить.
После принятия христианства Аскольд и Дир княжили в Киеве ещё несколько лет. Скорее всего, христианство продолжило бы распространяться и за пределы их княжества, если бы на юг Руси не пришёл из Новгорода язычник Олег. Аскольд и Дир были убиты. Их место занял малолетний сын Рюрика — Игорь, при котором Олег стал правителем-опекуном. На месте погребения Аскольда киевские христиане позже построили церковь Святого Николая (вероятно, убитый Олегом князь-христианин носил имя этого святого).
С приходом к власти в Киеве Олега там началось искоренение христианства.
Заключение
Да, победу христианства в нашем Отечестве совершенно справедливо связывают с равноапостольным князем Владимиром, однако теперь мы видим, что Владимирову Крещению Руси, произошедшему в 988 г., предшествовало Фотиево крещение, состоявшееся более чем на сто лет раньше. И хотя тогда оно не привело к тому, что Русь стала христианской страной, оно сыграло огромную роль в подготовке нашего народа к принятию Евангелия.
Христианизация Руси происходила поэтапно. Крестились первые киевские князья Аскольд и Дир, благовествовали святые Кирилл и Мефодий (о них мы обязательно расскажем отдельно). Следующей ступенью христианизации станет крещение великой княгини Ольги. И только потом Русь всецело и окончательно примет христианство вместе с князем Владимиром.
С вами был Благовестник. До новых встреч.