Владимирский собор 1274 г. Коррупция, кулачные бои и духовный упадок. Благовестникъ. История России в историях

Привет, это Благовестник. Давайте представим, на дворе 1270-е годы, прошло более 30 лет с момента разорения Руси монголами. Первое что необходимо было сделать — навести порядок. В том числе и в Церкви. Это бремя выпало на плечи митрополита Кирилла Второго.

А сейчас мы расскажем вам как это было.

Часть 1. Предыстория

После нашествия полчищ Батыя в 40-е годы 13 века Киев был полностью разорен и уничтожен. Об этом мы рассказывали вам в прошлой статье.

Церковь на Руси в это время совершает поистине титанический подвиг удержания русского народа в Христианской вере. Ведь большинство простых русских людей в то время, по сути, почти вернулись к язычеству.

От стрел и сабель Батыевых воинов пало множество священников. Сотни тысяч голодных и бездомных людей, потерявших своих близких, утративших всякую надежду и забывших, что такое любовь, были близки к тому, чтобы отречься и от своей Православной веры.

  Жестокая эпоха возвращает в жизненный уклад кулачные бои. Жизнь человеческая ничего не стоит, поэтому любой конфликт или спор люди чаще всего решают, идя друг на друга с дрекольем. Кто убил соперника — тот и прав. Вновь возрождается обычай русалий — блудных языческих оргий, нередко совершаемых в дни самых важных церковных праздников. Оставшись без полноценного духовного окормления, народ стремительно и массово дичает.  

Владимирский собор 1274 г. Коррупция, кулачные бои и духовный упадок. Благовестникъ. История России в историях

А что Православная Церковь? Она так же разорена — разрушено большинство храмов и монастырей, но что еще страшнее — погибли лучшие пастыри, подвижники монашеской жизни, духовные писатели и проповедники. Среди священнослужителей всё больше неграмотных — вместо погибших приходится спешно ставить новых клириков, а подготовленных к служению в Церкви людей на Руси после Батыева нашествия почти не осталось. Конечно, не обходится и без коррупции, как и в любую иную переломную эпоху. Церковные должности зачастую продаются и покупаются. Упадок царит во всем.Наступило время для непростых решений.

Часть 2. Митрополит Кирилл Второй

В это время предстоятелем Русской Церкви был митрополит Кирилл Второй. Вероятнее всего, Кирилл был уроженцем Галицко-Волынской Руси и в прошлом являлся главой канцелярии Галицко-Волынского князя Даниила Романовича.Став митрополитом, Кирилл всю свою долгую жизнь провел в разъездах по Русской земле. Кирилл посетил множество уцелевших после монгольского нашествия городов разорённой Руси, поставил, где возможно, новых епископов взамен убитых. Конечно, добавил себе седых волос на голове, наблюдая духовное одичание и культурную деградацию народа.Из этих поездок по Руси митрополит Кирилл вынес впечатление всеобщего духовного кризиса и понимание того, что для его преодоления нужны срочные и решительные меры. Нужно было как-то заново пересобрать всю систему церковной власти, регламентировать каждый спорный момент. В 1274 году он объявляет о созыве церковного Собора во Владимире.К назначенному сроку митрополит прибывает на берега Клязьмы, чтобы вместе с другими иерархами Русской Церкви принять комплекс мер по самым наболевшим вопросам. Результатом Собора будут так называемые, «Правила митрополита Кирилла».

Часть 3. Основные постановления Собора.

Владимирский собор 1274 г. Коррупция, кулачные бои и духовный упадок. Благовестникъ. История России в историях

Одним из главных проблемных вопросов была церковная коррупция или симония.

Кроме запрета на симонию, вводятся следующие нормы: кандидат в священники (а это мужчина не моложе тридцати лет) должен быть грамотным, с детства благочестивым, вести беспорочную жизнь, имея свидетелей, кто это подтвердит, а также не быть холопом, дабы его господин не мог помыкать таким пастырем и заставлять его поступать неправедно.

Такие нововведения возникают неспроста. После разорения городов на Руси было много вынужденных переселенцев. Кто знает, какая у человека биография, если свидетелей нет? Видимо, к тому моменту случались прецеденты, после которых духовенство решило так жёстко перестраховаться.

Конечная цель таких ограничений заключалась в том, чтобы обеспечить поставление в священнослужители самых лучших представителей русского народа. Дабы священники и диаконы могли стать живыми образцами для подражания у своих прихожан. Но для этого не менее важно, как считал митрополит Кирилл, чтобы каждый пастырь был не просто хорошим человеком, но и понимал глубоко суть христианского вероучения и смысл совершаемых в Церкви таинств и обрядов.

Владимирский собор 1274 г. Коррупция, кулачные бои и духовный упадок. Благовестникъ. История России в историях

Еще одним важным деянием Владимирского Собора стало утверждение текста первой на Руси славянской Кормчей Книги — то есть перевода с греческого языка Номоканона, или иначе Книги правил, в которой были собраны воедино все церковные каноны. Отныне в любой епархии Русской Церкви имелся список Кормчей, и каждый архиерей мог руководствоваться им в своей деятельности. Это было крайне важно для того, чтобы течение церковной жизни Руси, нарушенное Батыевым нашествием, как можно скорее вошло в нормальное русло.Часть постановлений собора также касалась и мирян: к примеру, за участие в кулачных боях следовало наказание в виде отлучения от Церкви и отказ в христианском погребении. Тоже самое касалось и участия в языческих обрядах.В целом, правила Владимирского Собора были направлены на то, чтобы в Церкви утвердился строгий порядок, без которого невозможно совершать то, для чего она предназначена — возводить человека к духовным высотам, ради спасения его бессмертной души.Кто-то может сказать, что правила Владимирского Собора — это мелочи и формализм. И будет не прав. Потому что не может нерадивый и безграмотный пастырь, не понимающий смысла того великого дела, которому он призван служить, вести за собой верующих.

Заключение

Вот так, спустя более тридцати лет после разорения врагом, медленно, но верно, началось духовное возрождение нашей страны. Впереди был трудный путь, но направление этого пути уже было заложено самоотверженными трудами митрополита Кирилла Второго и его соратников.


Статьи