В 1652 году Никон становится патриархом Русской Церкви. Он решает провести реформы и исправить церковные книги и обряды по греческим образцам. Однако многие на Руси недовольны вводимыми новшествами и стоят за старые русские традиции. Столкновение между сторонниками Никона и противниками его реформ приводит к расколу Русской Церкви на «никониан» и «старообрядцев». Бунт против новшеств, внедрённых Никоном, особенно ярко проявляется в монашеской среде.
С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о Соловецком восстании.
Часть 1. Начало мятежа
Монашество всегда играло важную роль в формировании культуры и мировоззрения русского народа. «Иноки — свет миру», — говорили на Руси в старину. Именно монашество всегда было и во многом остаётся и сегодня основой церковной жизни. Монастыри Русской Церкви по-прежнему являются средоточием народной религиозности и благочестия. А сами монахи имеют огромный авторитет в глазах людей. Так было на протяжении многих веков.
Тем не менее, после проведенных патриархом Никоном реформ многие монахи открыто выступают против церковной иерархии и даже против государственной власти, поддержавшей обрядовые новшества.
Особенно сильный протест выражает соловецкая братия. После Собора 1654 года архимандрит Илия возвращается в обитель. И абсолютно ничего не делает, чтобы начать служить по новым, исправленным книгам. Более того, он приказывает инокам выбросить новые книги в Белое море.
О том, что сделал Илия узнаёт Никон. Он приходит в ярость и тут же приказывает прислать на Соловки другого архимандрита, более сговорчивого. Вот только в самом монастыре напрочь отказываются принять нового настоятеля и предлагают поставить во главе братии другого старообрядца — Никанора.
XVII век. Границы Российского государства и Швеции проходят как раз неподалёку от Соловецкого монастыря. В связи с этим монастырь с его мощными стенами и башнями, сложёнными из гигантских валунов, больше походит на военный форпост Российского государства, чем на иноческую обитель. Это сильная, хорошо укреплённая крепость, которая может выдержать любую осаду или штурм. Внутри монастыря установлены пушки и пищали. На складе хранятся около 900 пудов пороха. Также имеются запасы еды на случай неожиданной шведской блокады. В обители проживает более 400 насельников: помимо собственно монахов, это ещё и послушники, а также так называемые «монастырские слуги», работающие в обширном хозяйстве обители. И подавляющее большинство из них владеет воинскими навыками. Надо заметить, что влияние Соловецкого монастыря широко распространяется по берегам Белого моря. Это, по сути, не только религиозный, но и экономический центр всего Беломорья, к которому во всех отношениях тяготеют местные жители — поморы.
Когда становится известно о том, что в монастыре твердо решили защищать старый обряд, на Соловки стали съезжаться приверженцы «староверия» со всей России. Также к монахам присоединяются некоторые участники подавленного царским правительством восстания Степана Разина. Таким образом, Соловецкий монастырь стал местом, где объединились как сторонники старого обряда, так и противники царской власти.
С 1658 по 1666 между Москвой и обителью ведётся активная переписка. Братия, надеясь на отмену Никоновой реформы после того, как он покинул патриаршество, направляет царю ряд писем, известных сегодня как «челобития о вере».
Историческая справка: Челоби́тие (или челобитная) — грамота с прошением о чём-либо или с жалобой, подававшаяся на имя царя или местных властей.
Во всех посланиях подробно указаны причины, по которым соловецкие монахи не могут принять новые книги и изменения в богослужебных обрядах. Кроме того, братия пишет государю, что приближаются последние времена, и скоро появится антихрист. Монахи-старообрядцы уверяют царя, что отступничество и предательство христианской веры стало всеобщим. По их мнению, только Русь до недавнего времени хранила православие в чистоте, но пришёл Никон, и с его реформами наступило «поколебание» вере и на Руси. Исправлять обряды и книги по греческим образцам — значит следовать тем, кто на Флорентийском соборе уклонился в унию. И хотя греки с тех пор вернулись в лоно Православной Церкви, доверия к вчерашним отступникам быть не может — их богослужебные книги, печатанные в Венеции, старообрядцы считают испорченными под влиянием латинян. Монахи Соловецкого монастыря пишут царю, что они остаются верными «старой вере» и готовы положить за неё свои жизни.
В их глазах Русь — единственное последнее убежище истинного христианства. Именно в этом староверы видят предназначение Москвы как Третьего Рима.
Впрочем, для «никониан» эта идея имеет не меньшее значение, чем для старообрядцев. Только вот царь Алексей Михайлович считает, что идея «Москва — Третий Рим» должна быть реализована через объединение всего православного мира вокруг российского царя.
Раскольники, в свою очередь, считают, что раз государство поддержало реформы Никона, значит «никонианская» Церковь больше не может считаться спасительной, а московский царь — истинно православным государем, и повиноваться ему нельзя. В результате, Соловецкий монастырь фактически не только перестает подчиняться священноначалию Русской Церкви, но и поднимает мятеж против царя.
Чтобы подавить оппозицию, государственная и церковная власть, наконец, принимает меры против Соловецкого монастыря. Слишком уж далеко тот зашёл в своем противостоянии «никонианству».
Май 1667 года. Реформы, начатые Никоном, но давно уже проводимые без участия опального, а теперь и низложенного патриарха, окончательно утверждены Большим Московским Собором. Старый обряд осужден и отвергнут. Отныне тех, кто не согласен с таким решением, отлучают от Церкви и считают раскольниками.
Теперь Алексей Михайлович считает любые действия по отношению к Соловецкому монастырю правомерными. Впрочем, стоит заметить, что царь всё же решает не «рубить с плеча». Сначала он проводит ещё одни переговоры с монахами. Назначенный в Москве новый настоятель — архимандрит Иосиф — едет в монастырь с отрядом стрельцов, чтобы заставить братию признать его. В ответ монахи запираются в монастыре, со стен и башен которого открывают огонь по стрельцам.
Часть 2. Осада и штурм
1672 год. По приказу царя к стенам монастыря отправляется новый отряд. В него входят 775 человек — это почти вдвое превышает количество защитников крепости. Командует отрядом воевода Иевлев. Однако и эта новая попытка убедить монахов подчиниться не увенчалась успехом. Тогда Иевлев приказывает обстрелять монастырь. Но, как мы уже говорили ранее, монастырь хорошо вооружен и защищён, а вот сами стрельцы ведут осаду довольно вяло — они ещё надеются, что в обители одумаются и прекратят мятеж.
Май 1673 года. Царь Алексей Михайлович издаёт указ, в котором обещает полное помилование монахам, если они откроют ворота и подчинятся приговору Собора. Однако ворота остаются запертыми. Из-за вспышки цинги среди стрельцов Иевлеву приходится снять осаду и вернуться в Москву.
Осень 1674 года. Царь Алексей Михайлович теряет терпение. На Соловки направляется воевода Иван Мещеряков с 1700 стрельцами. При нём пушки и приказ подавить мятеж самыми жёсткими мерами. Мещеряков велит обстрелять монастырь, но его защитники открывают ответный огонь и весьма успешно сопротивляются московскому отряду.
Декабрь 1674 года. На совещании в Соловецкой обители приходят к решению больше не упоминать имя царя за богослужением. Однако большинство монахов (их, правда, осталось в обители немного: большинство, отказавшись участвовать в открытом бунте, покинули обитель), с этим решением не соглашаются. В итоге казначея Геронтия и иеромонаха Павла за несогласие с отказом поминать царя бросают в монастырскую темницу.
Осада монастыря продолжается.
Январь 1676 года. Стрельцам Мещерякова с помощью перебежчика Феоктиста всё же удаётся проникнуть в монастырь через потайной ход в обитель.
Перед рассветом стрельцы врываются в монастырь. Обитель захвачена. Нескольких зачинщиков мятежа, таких как архимандрит Никанор, приговаривают к смертной казни, которую немедленно приводят в исполнение. Большинство рядовых участников бунта ссылают в другие монастыри. Но тем, кто кается и всё же принимает решение Собора 1666 года, разрешают остаться в своей обители.
Не всех участников Соловецкого бунта удалось отправить в тюрьмы ссылку. Беглецы рассеиваются по лесам русского Севера. Они странствуют из селения в селение и призывают народ держаться старых обрядов. В своих проповедях они резко осуждают патриарха Никона, называя его «сыном преисподней», «вероотступником» и «предтечей антихриста».
Осада и падение Соловецкого монастыря производит глубокое впечатление на приверженцев «старой веры». Соловецкую братию в раскольнической среде стали почитать мучениками.
Заключение
Соловецкое восстание показало, что немалая часть духовенства, монахов и народа была решительно настроена против Никоновских реформ. Фактически русский народ впервые так радикально разделился именно по вопросу отношения к «старому обряду» — стал «царством, разделившимся в себе». Такое положение таило в себе огромную опасность, как для Русской Церкви, так и для Российского государства.
С вами был Благовестник.