Сложно быть духовным лидером, когда в государстве нет единства. Это тяжелейшая ноша. Лишь человек с настоящей живой верой способен её понести. И такой человек на Руси нашёлся.
С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о митрополите Петре и о том, как он помогал Руси сохранить духовное единство в самые тяжёлые времена.
Часть 1. Ранние годы
1260 год. На самом западе Руси, на Волыни, рождается мальчик — будущий митрополит Пётр. Уже в возрасте 12 лет он поступает в монастырь, где усердно занимается книжными науками и исполняет монастырские послушания. Но большую часть времени Пётр посвящает изучению Священного Писания и иконописи. За подвижническую жизнь его по достижении канонического 30-летия посвящают в сан иеромонаха.
Историческая справка: иеромонах — это священник-монах.
Позже Пётр основывает собственную Новодворскую обитель на реке Рате. Согласно житию, он был превосходным иконописцем. Его авторству принадлежит первая московская чудотворная икона Божьей Матери, известная как «Петровская».
Часть 2. Митрополит всея Руси
1299 год. Киевский митрополит Максим оставляет «Мать городов русских» — Киев был к тому времени полностью разорен ордынцами. Максим решает поселиться во Владимире на Клязьме.
Но Галицкому князю Юрию Львовичу это не нравится, и он требует от патриарха Константинопольского поставить для него отдельного Галицкого митрополита. Опасаясь испортить отношения с Галицким князем, в Константинополе впервые в истории разделают Русскую Церковь на две митрополии. Митрополитом Галицким становится Нифонт.
В 1305 году почти одновременно умирают митрополит Киевский Максим и митрополит Галицкий Нифонт.
Князь Юрий Львович Галицкий отправляет в Константинополь для посвящения Петра на место умершего Нифонта.
Великий князь Владимирский и князь Тверской Михаил Ярославич также отправляет в Константинополь своего кандидата на Киевскую митрополию — игумена Геронтия.
Но в Константинополе принимают неожиданное решение. В 1308 году патриарх Афанасий посвящает Петра, но отнюдь не в митрополиты Галицкие — его поставляют на кафедру митрополита Киевского и всея Руси. Очевидно, что в Константинополе осознали, что разделение Русской Церкви не пошлой ей ко благу и решили восстановить нарушенное единство Русской митрополии. При этом решили угодить обоим князьям — одному оставили митрополию с центром во Владимире, а другого решили задобрить, сделав митрополитом Всея Руси его ставленника. Но в итоге греки перехитрили сами себя — оба русских князя остались недовольны принятым решением: один из-за утраты Галицкой митрополии, другой — из-за того, что митрополитом таки не стал его ставленник.
По возвращении на Русь митрополит Пётр недолгое время пребывает в Киеве, дабы отдать дань уважения своему первопрестольному граду. Но затем по примеру своего предшественника Максима новый митрополит перебраться во Владимир.
Часть 3. Клевета и суд
14 век. Главной национальной задачей становится свержение ордынского ига. Но для этого еще не пришло время — прежде необходимо объединить все русские земли и сплотить народ для грядущей борьбы. Решается вопрос — вокруг какого центра произойдёт объединение. На лидерство претендуют Тверь и Москва.
К началу 14 века Тверское княжество больше и сильней Московского, благодаря выгодному для торговли расположению в верховьях Волги. Но и Московское княжество к тому времени усиливается и расширяется, присоединив коломенские и можайские земли. Усилению Москвы способствует и относительная безопасность этой территории — от всех возможных врагов княжество прикрыто соседями, попадавшими под удар первыми. Впрочем, и Тверь, спрятавшаяся за густыми, непроходимыми лесами, также привлекает переселенцев из других русских земель возможностью укрыться от ордынских набегов.
Формальной причиной назревающего конфликта между Москвой и Тверью является борьба Московских и Тверских князей за великокняжеский престол во Владимире. Но на деле же Владимир к этому времени уже не играет ведущей роли в жизни Руси, а титул великого князя Владимирского лишь придают его носителю, какому-либо из удельных князей Северо-Восточной Руси, немалый политический вес и обширные земли, закрепленные за великим княжением. Князья видят в великом княжении возможность увеличить собственную территорию и ресурсы.
1309 год. Митрополит Пётр прибывает во Владимир. На этот момент титул великого князя ещё носит Михаил Ярославич Тверской.
Отношения между великим князем и митрополитом складываются очень сложно. Михаил Ярославич относится к Петру весьма холодно. Он недоволен тем, что главой Русской Церкви стал какой-то чужак-галичанин Пётр, а не его собственный кандидат Геронтий.
Конец 1310 года. Конфликт выливается в попытку Михаила Тверского устранить Петра с митрополичьей кафедры. Желая угодить великому князю, Тверской епископ Андрей отправляет в Константинополь клеветнический донос на Петра.
Для разбирательства, виновен Пётр или нет, в Переяславле-Залесском созван церковный Собор. Он проходит в конце 1310 — начале 1311 г в присутствии экзарха Константинопольского патриарха. В Соборе принимают участие епископы, множество игуменов монастырей, представители приходского духовенства, князья и бояре. Петра обвиняют в симонии, иными словами — в продаже церковных должностей.
Несмотря на то, что атака становится весьма масштабной, у митрополита всё же находятся союзники. Он получает поддержку от ряда русских князей, и в первую очередь от Ивана Калиты, брата Московского князя Юрия Даниловича.
В результате тщательного разбирательства представитель патриарха признаёт полную невиновность Петра, постановив, что он не совершил ничего против церковных правил. Митрополит Петр полностью оправдан. А вот обвинения епископа Андрея признают клеветой. Тем не менее, несмотря на пережитые неприятности, кроткий и незлобивый Пётр прощает епископа Андрея за клевету и оставляет его во главе Тверской епархии.
Михаил Ярославич, ополчившись на не любимого им митрополита, совершает не просто грех, а непростительную политическую ошибку. Отвергнутый великим князем Петр закономерно ищет поддержки у других влиятельных князей. Московский княжеский дом мгновенно пользуется промахом Михаила Тверского и оказывает Петру всестороннюю помощь. Это оказывает огромное влияние на исторические судьбы Тверского и Московского княжеств, которые в это время остро соперничают за главенство в Северо-Восточной Руси. Москва укрепляет свои позиции благодаря авторитету предстоятеля Русской Церкви. Митрополит Пётр, который ценит поддержку Ивана Калиты, благоволит к Москве.
В 1311 году он не благословляет князя Дмитрия «Грозные Очи», сына Михаила Тверского, на военный поход против Юрия Московского, занявшего Городец.
Историческая справка: выморочное Городецкое княжество должно было отойти Михаилу Тверскому, но Юрий Московский имел на него свои претензии как более близкий родственник умершего бездетным Городецкого князя.
Дмитрий Михайлович вынужден распустить войска, считаясь с волей митрополита, воспретившего ему устраивать кровопролитие из-за Городца. Стоит отметить, что в любом княжеском конфликте Пётр старается действовать как миротворец.
Несмотря на нападки со стороны Михаила Тверского, митрополит Пётр все же пытается выстроить с великим князем конструктивные отношения, что было так важно для всей Руси. В 1313 году, после смерти хана Токты, митрополит и великий князь даже совершают совместную поездку в ставку нового ордынского хана Узбека. Михаил — за ярлыком на великое княжение, Пётр — за ярлыком, подтверждающим права Русской Церкви. Узбек благосклонно относится к Петру и выдаёт ему грамоту, которая подтверждает налоговый иммунитет Русской Церкви и освобождает подвластных митрополиту лиц от княжеского суда.
Часть 4. Церковная политика митрополита Петра
В первые годы управления Русской митрополией Петру приходится пройти через много трудностей. В этот период он особенно заботится о духовно-нравственном состоянии свой паствы. А потому постоянно объезжает епархии, побуждая народ и духовенство вести благочестивый образ жизни. Враждовавших князей он призывает к миру и единству.
Сложнее всего митрополиту Петру приходится с церковным управлением западнорусских земель, которые оказались под властью Литвы. Население Великого княжества Литовского составляют в основном православные русины. Даже знатные литовские семьи со временем перешли из язычества в православие. Роль Православной Церкви в Литовском государстве все более усиливается. Надо заметить, что Литва — сильная (во многом за счет русских земель) держава, которая успешно даёт отпор Орде.
В создавшихся условиях население Западной Руси предпочитает признать над собой власть Литовских князей, чтобы избавиться от ненавистного ордынского ига.
Но литовские правители стремятся обособить своих православных подданных от единоверного населения Северо-Восточной Руси и с этой целью решают вывести их из юрисдикции Киевских митрополитов, пребывающих во Владимире.
Великий князь Литовский Гедимин, язычник по вероисповеданию, тем не менее, видит большую политическую выгоду для себя в учреждении отдельной Литовской митрополии, независимой от Киевской. В 1317 г. по просьбе Гедимина патриарх Иоанн XIII учреждает Литовскую митрополию, в состав которой входят Полоцкая и Туровская епископии, а митрополичьим город становится Новогрудок. Первым митрополитом Литовским стал Феофил. Есть мнение, что он возможно был греком по происхождению.
Впрочем, новообразованная Литовская митрополия существует недолго и вскоре преемник святителя Петра на Киевской митрополичьей кафедре — Феогност упраздняет её. Однако тенденция к дальнейшему дроблению Русской Церкви сохранилась. Русь постепенно привыкала к мысли о возможности сосуществования на её территории нескольких независимых друг от друга митрополий.
Заключение
После смерти Юрия Даниловича на Московском княжении его сменяет младший брат Иван Калита. Митрополит Пётр становится ему близким другом и духовным отцом. Когда князь Александр Михайлович Тверской получает ярлык на великое княжение и начинает борьбу с Иваном Даниловичем, митрополит поддерживает последнего.
По приглашению Ивана Калиты митрополит Пётр в последние годы свой жизни подолгу живет в Москве, где князь выстроил для него митрополичий двор. Здесь он совершает хиротонии новых епископов. Здесь завещает похоронить себя после кончины.
Возможно, Петр предугадывает будущее возвышение Москвы как нового политического и церковного центра Руси. Именно по его совету Иван Калита закладывает в Москве первую каменную церковь — собор Успения Пресвятой Богородицы в пока еще деревянном Московском Кремле.
В 1326 году митрополит Пётр умирает. Хоронят его в ещё недостроенном Успенском храме. А вскоре, всего через 13 лет после кончины, митрополит Пётр будет причислен к лику святых. Его мощи станут главной святыней все более возвышающейся Москвы.
С вами был Благовестник. До новых встреч.