1610 год. Польско-литовская интервенция в самом разгаре. Троице-Сергиева лавра только что пережила 16-месячную осаду. Тушинский лагерь распался. Лжедмитрий Второй бежал и вскоре погиб. Василия Шуйского свергли с престола. К власти приходит Семибоярщина. Бояре признают Русским царём польского королевича Владислава. Патриарх Ермоген, отказываясь признать Владислава царем, так как тот не принимает Православие, рассылает воззвания к русскому народу: стойте за Православную веру и Отечество. Его посланиями взволнованы многие города. Люди начинают объединяться, чтобы выгнать поляков.
С вами Благовестник, сегодня мы поговорим о народном ополчении Минина и Пожарского и его победе над польскими интервентами.
Часть 1. Кто они, эти национальные герои?
1578 год. На свет появляется князь Дмитрий Михайлович Пожарский. По отцовской линии он является потомком ветви Стародубских князей, чья родословная восходит к Всеволоду Большое Гнездо. По материнской — потомок древнего дворянского рода Беклемишевых. Детство и юность Дмитрий проводит в родовой вотчине недалеко от Суздаля.
После смерти отца семья переезжает в Москву. Когда Дмитрию исполняется 15 лет, он поступает на службу при дворе. Отметим, что огромную роль в становлении Пожарского в своё время сыграла именно его мать — она дала сыну прекрасное образование, а также навсегда привила чувство долга и чести.
1602 год. Борис Годунов повышает Дмитрия Пожарского до стольника. Чин невелик. Стоит отметить, что Пожарские, несмотря на княжеский титул, не считались в Москве особо знатным родом и особо высоких постов не занимали.
Кстати, заметим, что об участии Пожарского в войне с Лжедмитрием 1 документальных данных нет. Не исключено, что он вместе со всеми москвичами присягнул царевичу-самозванцу и остался стольником при его дворе. Впрочем, тогда многие поначалу искренне верили, что это настоящий царевич — сын Ивана Грозного.
Ночь с 16 на 17 мая 1606 года. Происходит переворот Василия Шуйского. Лжедмитрий Первый свергнут и убит. Дмитрий Пожарский в это время в отъезде — он не участвует в громких, но спорных событиях, происходящих в Москве. Видимо, Господь хранит его для будущей миссии. Иначе как объяснить тот факт, что Дмитрий Пожарский оставался в стороне от всех переворотов.
Василий Шуйский приходит к власти. Он увольняет почти всех стольников, успевших послужить Лжедмитрию. И лишь Пожарский один из немногих сохраняет свою должность — это также многое говорит о моральном облике благородного князя.
1607 год. Дмитрий Пожарский многократно участвует в боях против разбойничьих шаек Болотникова.
1608 год. Князь Пожарский отличается во время защиты Москвы от войск Тушинского вора. Именно его конный отряд останавливает тушинцев на Ваганьковском поле. Через месяц после этого Пожарского назначают воеводой. Теперь он командует отдельным полком.
1609 год. Царь назначает князя Дмитрия воеводой в Зарайск. Именно там он и находится в то время, когда происходит свержение Шуйского, и к власти приходит Семибоярщина.
Пожарский отказывается присягнуть польскому королевичу Владиславу, когда бояре провозглашают его царем. Вскоре князь присоединяется к народному ополчению и возглавляет его.
К князю Дмитрию Михайловичу Пожарскому мы ещё вернёмся. А сейчас важно рассказать о другом человеке. Ведь с национально-освободительным движением крепко связано имя ещё одного героя.
1570 год. На свет появляется Кузьма Захарьевич Минин. К сожалению, о его жизни до 1611 года нам почти ничего не известно.
По одной из версий, Минин происходил из семьи татарина, принявшего православие. По другой — Кузьма — потомок поволжских промышленников из Балахны. Согласно этой версии, родители будущего героя были солеварами и вели торговые дела с Пожарскими. Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский якобы были знакомы с самого детства и крепко дружили. Впрочем, документального подтверждений этому нет, кроме, пожалуй, одного факта — Минина и Пожарского действительно связывала исключительно крепкая дружба. Но сложиться она могла не в детстве, а в боях за освобождение Москвы от поляков.
В зрелом возрасте Минин становится успешным купцом и имеет собственную мясную лавку в Нижнем Новгороде. В то же время, имеются сведения о том, что его семья владела и землями — а значит, его можно было отнести и к сословию «детей боярских», то есть дворян (впрочем, скорее всего, не слишком богатых и влиятельных).
В народе Кузьму называют Сухорук — судя по всему, это прозвище перешло к нему от отца. У жителей Нижнего Новгорода он пользуется большим уважением, прежде всего за свою редкую честность и порядочность. Поэтому он назначен на должность земского старосты. Именно в этот период его жизни на Русь приходит смута, потом начинается ее самый страшный период — польская интервенция.
Часть 2. Первое народное ополчение
Семибоярщина у власти. Бояре решают усадить на русский царский престол польского королевича, отец которого — Сигизмунд Третий — запрещает ему переходить при этом в Православие. Над Россией нависает угроза не только порабощения поляками, но и насильственного насаждения католицизма. Возмущенный этим патриарх Ермоген пишет послания во все уголки страны. Он призывает народ сплотиться и постоять за себя, за свою веру и свою землю. Воззвания патриарха находят горячий отклик в сердце Прокопия Ляпунова, воеводы-дворянина из Рязани. Он собирает вокруг себя патриотов для освобождения Москвы от польских интервентов.
К ополчению Ляпунова присоединяются даже некоторые бывшие тушинцы под предводительством князя Трубецкого. Переходит на сторону ополченцев и часть казаков под началом атамана Ивана Заруцкого.
Отметим, что, по общему мнению, он был человеком крайне ненадёжным, всегда ввязывался в интриги и мятежи. Но самое главное — в обозе Заруцкого пряталась Марина Мнишек со своим сыном Иваном Дмитриевичем, рожденным от Лжедмитрия Второго (хотя злые языки утверждали, что его отец — сам Заруцкий). В любой момент Заруцкий мог повернуть дело так, чтобы к власти пришел малолетний сын самозванца, а сам атаман стал бы при нем правителем.
Время идёт. Вот уже и Нижний Новгород присоединяется к ополчению. Это стало следствием того, что на его жителей подействовали воззвания патриарха, а также вести о героической обороне Троице-Сергиева монастыря. Ляпунов направляет туда своих представителей, чтобы согласовать сроки похода на Москву.
Март 1611 года. К Москве подходит отряд Пожарского. Узнав об этом, горожане оказывают всяческую поддержку князю Дмитрию и начинают восстание. Поляки, в свою очередь, чтобы подавить восстание москвичей, решают поджечь столицу. Такой совет полякам дал их приспешник боярин Михаил Глебович Салтыков, который, по преданию, сам первым поджег свою усадьбу на посаде и перебрался в Кремль.Во время одного из сражений на улицах Москвы Пожарский тяжело ранен. Москвичи разгромлены. Тысячи жителей столицы сгорели в огне пожара или вырезаны поляками. Уцелевшие вынуждены покинуть сгоревший город. От Москвы фактически остались лишь Кремль и Китай-город.
Тем временем армия Ляпунова подходит к столице. Ополченцам удаётся блокировать Москву. Отрезанные и окруженные поляки неминуемо должны были сдаться. Однако среди ополченцев нет согласия. Земская часть ополчения полна серьезных и преданных патриотов, которые стремятся освободить Отечество от врагов. Но вот казачьи отряды стремятся совсем к другому: среди них присутствуют в основном авантюристы, которые участвуют в походе только ради наживы. Между вождями ополченцев — Ляпуновым, Трубецким и Заруцким — начинаются раздоры.
А причина вот в чём. Заруцкий и его казаки вновь вознамерились поставить на царство сына Марины Мнишек. Ляпунов, в свою очередь, предлагает кого-либо из шведских принцев, но с тем условием, что тот примет Православие. Таким образом Ляпунов надеется заручиться поддержкой шведов в борьбе с поляками. Трубецкой же, похоже, и сам не прочь сесть на царский престол. Казаки при этом крайне недовольны Ляпуновым — не только из-за выборов нового царя, но, прежде всего, потому, что тот не даёт им грабить русских людей в окрестностях Москвы.
Все эти раздоры — лишь на руку полякам. Они пользуются разногласиями между предводителями ополченцев и фабрикуют поддельную грамоту, которая якобы подписана Ляпуновым. В грамоте говорится, что после изгнания поляков казаки должны быть уничтожены. Казаки узнают об этом и созывают казачий круг, на котором от Ляпунова требуют объяснений. Естественно, Ляпунов все отрицает, грамота — это дело отнюдь не его рук. Но казаки не хотят слушать объяснений воеводы-патриота. Спор перерастает в драку, которая заканчивается трагически– казаки зарубают Ляпунова саблями.
Первое ополчение распадается, так и не взяв Москву. Поляки, почти было потерявшие надежду на спасение, торжествуют.
Впрочем, это не сломило дух русского народа. Люди всё больше стали понимать, что нужно объединяться и защищать свою страну.
Август 1611 года. Казанцы и нижегородцы договариваются действовать вместе, не принимая в свои ряды казаков. Они рассылают грамоты по всем городам, призывая народ объединиться. Уже после своего ареста патриарх Ермоген буквально на пороге гибели успевает вдохновить русских патриотов и благословить на создание Второго ополчения. Он направляет к ним ещё одно горячее послание с призывом защищать веру и Отечество и ни в коем случае не ставить царём сына Марины Мнишек.
Часть 3. Второе народное ополчение
1611 год. Нижний Новгород становится центром нового освободительного движения. Именно здесь осенью Кузьма Минин обращается к народу с призывом о формировании нового войска. По его словам, преподобный Сергий Радонежский трижды являлся ему во сне, призывая к спасению Отечества.
Формирование войска в самом разгаре. Поначалу в Нижнем Новгороде собирается всего тысяча воинов. Но вскоре к ним присоединяются ополченцы из Смоленска, Вязьмы и Дорогобужа. Вскоре к Минину стекаются люди со всех концов страны. Но ополченцев нужно вооружать, нужно кормить и содержать, а денег на все это нет.
Тогда Минин обращается к своим соотечественникам с призывом не жалеть средств на ополчение, чтобы освободить Москву и всю Россию. Его красноречивый и пламенный призыв услышан, к тому же помог и личный пример пожертвования — Минин отдал на благое дело значительную часть своего собственного имущества. Люди вслед за ним начинают отдавать всё ценное, что у них есть.
И всё равно денег недостаточно, ополчение находится на грани распада из-за нужды и голода. К июлю положение становится совсем тяжелым. Настоятель Троице-Сергиева монастыря архимандрит Дионисий обращается ко всем городам с просьбой помочь ополчению и деньгами, и воинами, чтобы оно не распалось. Авторитет архимандрита Дионисия столь велик, что по всей России люди сразу начинают активно жертвовать на ополчение. Собранную казну отправляют в Нижний Новгород к Минину.
Тем временем сам Кузьма и его сторонники рассылают по Руси грамоты с призывами пополнить ряды ополченцев. В Нижний Новгород съезжаются люди со всех уголков страны, в том числе — представители народов Поволжья и Сибири. В том числе — немало татар-мусульман, которые тоже считали Россию своим Отечеством. Командование войском было поручено князю Пожарскому, который так ярко проявил себя в боях против поляков во время Московского восстания 1611 года.
Февраль 1612 года. Наконец-то народное ополчение выступает из Нижнего Новгорода. Войско останавливается в Ярославле на четыре месяца, пополняет ряды и готовится к освобождению столицы.Народное ополчение растёт и создаёт свою собственную систему власти — Совет всей земли. В него входят представители разных слоёв населения. Ополчение даже начинает чеканить свою собственную монету — на ней было обозначено имя давно уже покойного царя Федора Ивановича, последнего Русского государя, чья легитимность не вызывала никаких сомнений.
Вопрос о будущем царе ополченцы так и не решили. Но чтобы предотвратить объединение шведов и поляков, ополченцы извещают шведского короля, что готовы отдать русский престол его сыну.
В июле ополчение выступает из Ярославля на Москву. В это же время гетман Ходкевич идет на Москву с запада — на помощь запертым в русской столице полякам.
Войска князя Пожарского встают к западу от Москвы, а рядом, на востоке столицы расположились остатки первого ополчения под командованием князя Трубецкого — это в основном казачьи отряды.
24 августа 1612 года. В этот день происходит главное сражение у стен Москвы. После длительного боя победу одерживают ополченцы. Здесь важно отметить, что исход битвы во многом определил именно Кузьма Минин. Вместе с отборной дружиной он пересёк Москву-реку и ударил полякам в тыл.
В польском лагере началась паника, после чего Ходкевич бежал от Москвы, так и не сумев прорваться к осажденному в Кремле польскому гарнизону полковника Струся.
Однако поляки ещё сидят в Китай-городе и в Кремле, где вместе с ними оказалось и большинство московских бояр — то ли в соратниках, то ли в заложниках, понять уже было трудно. Положение поляков очень тяжёлое, голод довел их до каннибализма.
22 октября (4 ноября по новому стилю) 1612 года. Силы ополчения берут Китай-город. Ополченцы вступают в Москву, неся перед собой список чудотворной Казанской иконы Божией Матери — благословение митрополит Казанского Ефрема. Именно поэтому впоследствии этот день становится втором днем празднования Казанской иконе, некогда обретенной священником Ермолаем (будущим патриархом-мучеником Ермогеном).
Пожарский предлагает полякам, засевшим в Кремле, сдаться, но они отказываются. Правда, они всё же соглашаются выпустить из Кремля бояр и других знатных особ.
26 октября (8 ноября по новому стилю) 1612 года. Польский гарнизон Кремля капитулирует. Москва полностью освобождена.
Заключение
Освобождение Москвы невероятно воодушевило и обрадовало русский народ. Произошедшее воспринималось как подлинное чудо — Русское государство, стоявшее на краю пропасти и чуть было не разрушившееся до основания под ударами врагов не только внешних, но и внутренних, все же устояло. В этом видели милость Божию и заступничество Пресвятой Богородицы, явленное через Ее Казанскую икону.После освобождения столицы стали решать, кто станет новым царём. Для этого Минин и Пожарский созвали Земский собор. В нём приняли участие около 700 представители разных слоёв населения: бояре, дворяне, духовенство, горожане… Все они сразу отмели иностранных претендентов — польского принца Владислава, которого ранее пригласила Семибоярщина, и сына Шведского короля принца Карла Филиппа.
На соборе рассматривали кандидатуры из разных боярских семей и вождей ополчений — князей Трубецкого и Пожарского. Но «казачий вождь» Трубецкой имел незавидную репутацию, а народный любимец Пожарский по смирению счел себя недостойным такой чести и отказался от престола. В итоге все сошлись на Михаиле Романове. Он был молодым, не участвовал в Семибоярщине и не поддерживал самозванцев. Его юная душа не была запятнана крамолами и интригами смуты. Кроме того, он был сыном митрополита Филарета (Романова), который приходился двоюродным братом царю Федору Ивановичу. Это как бы перекидывало мостик к угасшей династии московских Рюриковичей.
Так в истории России началась новая глава. Москва была освобождена, интервентов прогнали с Русской земли. На престоле утвердилась новая династия Романовых. Смута подходила к концу. Вскоре со Швецией и Польшей были подписаны мирные договоры. Но самое главное — новый царь был возведён на престол сообща, единодушно и всенародно. Народ был как никогда сплочён и един. А самое главное — народ впервые ощутил свою общую ответственность за судьбы Отечества.
Однако всего этого, наверное, не было бы, если бы не подвиг тех духовных исполинов, которые увлекли за собой весь народ. Патриархи Иов и Ермоген явили пример стояние в Истине и тем самым разбудили в русских людях совесть. Защитники Троице-Сергиева монастыря показали, как нужно сражаться за свою веру и свою Родину, дав пример не только мужества и стойкости, но и верности. Дмитрий Пожарский показал, что значит бескорыстно исполнять свой долг перед Отечеством. Кузьма Минин явил образ самопожертвования. А все вместе они выказали все то лучшее, что есть в русском народе, что является сокровищницей народного духа, воспитанного и взращенного Православной верой, основа которого — Любовь: к Богу, к ближнему, к Родине.