Предисловие
1040-е. Уже полвека как Русь по воле князя Владимира приняла христианство. При правлении Ярослава Мудрого Русь преобразилась. Появилось каменное зодчество, было построено большое количество красивых церквей. Внешнее преображение, конечно, важно, но еще важнее преображение внутреннее. Для того чтобы преобразиться внутренне нам часто необходим живой пример или эталон. Так вот таким эталоном православной веры всегда считалось монашество.
Первые монастыри существовали на Руси еще во времена князя Владимира, но полную зрелость русское монашество обретает при появлении Киево-Печерского монастыря. Он станет образцом для подражания при создании новых монастырей на Руси и всегда будет оставаться примером горячей веры и преданности истине.
Как все начиналось?
Давайте представим, перед нами средневековый Киев. Точнее, его ближайшие окрестности — село Берестово, летняя резиденция Киевского князя. По высокому пустынному берегу Днепра шагает одинокий монах, всё больше удаляясь от княжеского двора с церковью Святых Апостолов, в которой он служит настоятелем. В его руке — простая лопата. Зовут монаха Иларион. В итоге, пещерка, которую он выкопал, чтобы уединиться для молитв подальше от суеты, с годами станет целой системой пещер, где и по сей день хранятся мощи свыше ста русских святых, которые подвизались, а потом нашли вечный покой в этих пещерах.
Из прошлой статьи мы узнали, что Иларион стал первым русским по происхождению митрополитом, возглавившим нашу Церковь. После этого его пещера опустела. Но ненадолго. Вскоре там поселился другой монах, вернувшийся с греческого Афона. Звали его Антоний. Он был русский по происхождению, но много лет провел на Афоне, где учился монашескому подвигу у местных иноков.
То, что Антоний почерпнул от своих учителей, он теперь готов передать тем русским людям, которые стремились к монашеской жизни. Традицию афонского монашества он перенес на русскую почву.
Благочестие Антония привлекло в его пещеру последователей. Со временем там собралось так много учеников, что в ней стало физически тесно. И вот уже духовное пламя, зажжённое в буквальном смысле в недрах земли русской, готово было вырваться наружу, чтобы осветить светом Православной веры всю Русь.
Духовный авторитет
Монахи расширяли пещеры, создавая Киево-Печерский монастырь, главная архитектурная особенность которого — кельи, вырытые прямо в земле в склонах горы. Ведь монахам роскошь ни к чему, зато очень важно всё делать самим, без княжеской помощи, чтобы сохранить независимость своей позиции, чтобы никто не мог повлиять на их совесть.
При Ярославе Мудром о конфликтах между монахами и князем не упоминается. Первый известный случай, когда Русская Церковь открыто обличила княжескую власть за поступки, идущие вразрез с Божьими заповедями, относится к сыновьям Ярослава.
Тогда целование креста считалось наивысшей присягой, нарушить которую — значило не просто изменить своему слову, но совершить тяжкий грех клятвопреступления. И именно такой грех совершили сыновья Ярослава.
Ярославичи воевали со своим близким родственником — Полоцким князем Всеславом. Вступив с ним в переговоры, они целовали крест, обещая, что не возьмут полоцкого князя в плен и не причинят ему никакого зла. Но затем вероломно схватили его и бросили в тюрьму. Антоний Печерский не убоялся могущественных князей и открыто обличил их в клятвопреступлении.
Так возник конфликт между монастырем и Киевским князем Изяславом Ярославичем. В результате Антоний был вынужден покинуть Киев и перебраться в Чернигов.
Кстати, в Чернигове Антоний зря времени не терял и по образцу Киево-Печерского монастыря основывал Болдинский монастырь.
Когда буря княжеского гнева стихла, Антоний возвратился в Киев. Но мирное сосуществование с князем длилось недолго. Теперь Изяславу не понравилось, что без его спроса Антонием были пострижены в монахи двое его придворных, пожелавших сменить службу князю на служение Богу. Разъяренный князь даже грозился раскопать пещеры и арестовать монахов. Но в итоге Изяслав усмирил свой гнев. Правда, после всего случившегося Антоний ушел в затвор, чтобы более не гневить князя.
СПРАВКА: Затвор или затворничество. Режим жизни монаха, при котором он добровольно уходит от любого общения для постоянной молитвы.
Изяслав в знак примирения подарил монахам гору над пещерой, где позже был возведен величественный каменный Успенский Собор.
Духовный авторитет монастыря на Руси был невероятно высок. Ученик Антония — игумен Феодосий, видя соперничество двух братьев Ярославичей за киевский престол, не убоялся осудить младшего Святослава, который, попирая закон, согнал с Киевского княжения старшего — Изяслава. Феодосий перестал упоминать имя Святослава на богослужениях, но поминал Изяслава. Удивительно, но Святослав смиренно стерпел такое обличение своего греха Печерской братией.
Правда, далеко не все князья были способны на подобное. В начале 12 века другой Печерский игумен — Иоанн — обличал Киевского князя Святополка Изяславича за неправедные дела. Святополк с игуменом церемониться не стал — сразу выгнал его из Киева.
«Блаженны изгнанные за правду» — Евангелие от Матфея глава 5 стих 10.
Киево-Печерские монахи всегда стояли в истине, не боясь никого кроме Бога. Для Древней Руси они были как будто неким духовным камертоном, с которым сверяли свои поступки те русские люди, которые стремились жить по-христиански.
Плоды
«Дерево познается по плоду» — Евангелие от Луки глава 6 стих 44.
Плоды Киево-Печерской обители были очень богатыми:
Киево-Печерский монастырь внес огромный вклад в развитие древнерусской книжности. Монахи монастыря создали одну из первых летописей, известную как «Начальный свод», которая легла в основу знаменитой Повести временных лет. Также в обители был создан знаменитый Киево-Печерский Патерик — сборник, повествующий о начале Печерской обители, ее великих основателях — Антонии и Феодосии, о подвигах их учеников и последующих поколениях монахов.
В Киево-Печерской обители появились первые древнерусские иконописцы. Ими стали монахи Алипий и Григорий. Они учувствовали в росписи Успенского собора монастыря вместе с византийскими мастерами, будучи их учениками.
Справка: Хотим заметить, что иконопись — это не просто живопись. Православные иконам не поклоняются, их чтят. Икона — окно в духовный мир, она помогает зрителю во время молитвы направить мысли к первообразу. Поэтому для написания иконы существуют особые правила.
Киево-Печерский монастырь являлся настоящей кузницей кадров, которая снабжала Русскую Церковь епископами и игуменами монастырей. Монахи получали в Печерской обители качественное образование, но главное — были настоящими подвижниками духа, воспитанными на том исключительном примере святости, который явили Антоний и Феодосий.
Епископ Леонтий, выходец из Печерских монахов, проповедовал православие в Ростовском крае, население которого преимущественно состояло из финских языческих племен. А Кукша Печерский нёс свет Евангелия славянскому племени Вятичей, которые в итоге тоже стали частью единого русского народа. За успех проповеди Кукша Печерский был убит язычниками, но Христианство в итоге восторжествовало в Вятичском крае.
Заключение
Преданность истине и горячая вера сделала Киево-Печерский монастырь ведущим духовным и культурным центром Руси. Отсюда, из обители преподобных Антония и Феодосия, распространялась Православная вера по всей Русской земле. Отсюда шли во все концы страны проповедники Христовой веры. Отсюда рассевались семена просвещения, распространялась культура. Это было духовное сердце Русской земли.
С вами был Благовестникъ.