Патриарх Никон и Церковный Раскол и реформы. Старообрядчество. Благовестникъ. История России в историях

В 50-х и 60-х годах XVII века Россию потрясла масштабная реформа Церкви. Её реализация привела к необратимым последствиям. Автором и инициатором глобальных изменений в Церкви стал патриарх Никон, хотя нельзя не признать, что первоначальный импульс реформе придал молодой царь Алексей Михайлович. Следствием всех нововведений в итоге стал церковный раскол, потрясший Россию.

Здравствуйте. С вами Благовестник. Сегодня мы поговорим о патриархе Никоне и его реформах.

Часть 1. Патриарх Никон

1605 год. В семье крестьян мордовского происхождения в Нижегородском крае рождается мальчик Никита Минин. Детство его проходит трудно: Никиту ненавидит мачеха, а потому морит его голодом, бьёт и даже пытается убить. Когда мальчику исполняется 12 лет, он покидает отчий дом и отправляется учиться в Макарьев-Желтоводский монастырь. Но спустя время, по просьбе умирающего отца, Никита возвращается домой, женится и заботится о хозяйстве.

Уровень полученного образования позволяет ему стать приходским священником в одном из сёл по соседству с Макарьевым монастырем. Никита был начитан, обладал яркой внешностью, хорошим голосом. Он обращал на себя внимание. Вскоре по приглашению приезжавших на знаменитую макарьевскую ярмарку московских купцов Никита с семьёй переезжает в столицу. Но там его неожиданно постигает большое горе. В 1635 году все его трое детей умирают во младенчестве, вероятно, в результате какой-то эпидемии. Брак Никиты с супругой длился около десяти лет.

Никита убеждает жену стать монахиней. Сам он тоже удаляется в Соловецкий монастырь и принимает монашество с именем Никон. Вскоре он становится учеником знаменитого подвижника преподобного Елеазара Анзерского, в скиту которого он принимает на себя бремя сугубого аскетического подвига. Однако, хотя новоявленный иеромонах Никон кладёт тысячи поклонов и строго постится, ему явно недостает главных для всякого монаха качеств: смирения и послушания. Из-за пустячного повода — вопроса о том, как распорядиться собранными на строительство скитского храма деньгами, — Никон ссорится со своим духовным отцом и решает уйти из скита навсегда. Когда он сбежал из Анзерского скита и плыл на лодке по Белому морю, он чуть не погиб от бури. Казалось бы, Бог указал ему на его неправоту, но Никон решил, что это Господь хранит его ради великих свершений. И молодой, но честолюбивый иеромонах пошёл к ним со всей решительностью и энергией, столь присущими его натуре.

1639 год. Никон принят в Кожеозерский монастырь. Ещё через четыре года его избирают настоятелем этой обители. Никон энергично занимается монастырским хозяйством. Без конца что-то строит, обустраивает, расширяет, улучшает. Это его стихия! Не молитва или аскеза, но устроение внешних дел.

1646 год. Никон приезжает в Москву, чтобы собрать милостыню для своего монастыря. Его богатырская внешность и характер очень впечатляют 16-летнего царя Алексея Михайловича, который тоже стремится к новым свершениям на благо Российского государства и жаждет перемен во всем. Государь решает оставить Никона в столице и назначает его архимандритом Новоспасского монастыря, родовой усыпальницы Романовых. Алексей Михайлович часто ездит туда молиться. Царь всё более сближается с энергичным архимандритом, который и в Новоспасском монастыре затевает грандиозное строительство, полностью преображающее облик обители.

Неожиданный карьерный взлет Никона был бы не возможен, если бы он не присоединился к неформальному кружку духовных и светских лиц, который впоследствии назовут «кружком ревнителей благочестия». Главными идеологами этой группы «боголюбцев», как их также именовали, являются: духовник царя протопоп Стефан Вонифатьев, боярин Ртищев и протопоп Иван Неронов. Они ставят перед собой задачу улучшить церковную жизнь Руси, оздоровить нравы, дать народу образование. «Ревнители» возвращают практику церковной проповеди с амвона и занимаются исправлением ошибок в богослужебных книгах. При поддержке царя, они всё более активно направляют церковную жизнь России, часто действуя через голову старого патриарха Иосифа, которого они обвиняют в чрезмерной осторожности и медлительности. Среди членов кружка большинство выходцы из Нижегородского края. На правах их земляка Никон получает поддержку от членов кружка.

Но войдя в фавор у царя, Никон очень скоро перестаёт считаться с другими членами кружка «боголюбцев», заслоняет собой царя и полностью переключает на себя внимание Алексея Михайловича.

Никон теперь встречается с царём каждую пятницу и обсуждает как духовные, так и государственные вопросы. Вскоре ему поручают принимать челобитные с просьбами от всех, кто ищет поддержки у царя. Его влияние растет ещё более.

Царь привязывается к Никону, поскольку тот вовремя уловил настрой государя, мечтающего (с подачи заезжих греческих патриархов и архиереев) стать освободителем всех православных народов от османского ига и царём всего православного мира, объединившегося вокруг Москвы — Третьего Рима. А для этого нужно консолидировать весь православный мир. Каким образом? Прежде всего, унифицировав церковный обряд, который для человека XVII века был главным средством своей религиозной самоидентификации. Никон не только с этой идеей полностью согласен — он готов взяться за её реализацию. Так были обозначены первые контуры будущей реформы.

1649 год. Никон становится митрополитом Новгородским и Великолукским. Его сила и влияние в Русской Церкви и государстве многократно возрастают. Царь продолжает к нему благоволить. Единственного среди архиереев Русской Церкви Алексей Михайлович освобождает его от действия новых статей Соборного уложения 1649 года, ограничивающих церковный суд.

1652 год. Умирает патриарх Иосиф. «Ревнители» предлагают сан патриарха Стефану Вонифатьеву, но тот отказывается, так как прекрасно понимает, что царь хочет видеть на этой должности Никона. В этом же году, спустя буквально несколько месяцев, Никон избран на патриарший престол. Но после этого он неожиданно отказывается возглавить Русскую Церковь и вынуждает царя буквально на коленях умолять его стать патриархом. А на церемонии интронизации он заставляет царя пообещать ему, что тот не будет вмешиваться в дела Церкви. Тогда этому никто не придал значения, лишь много позднее Алексей Михайлович осознает, что уже тогда в голове Никона зрел план — возвысить патриаршую власть над царской.

Часть 2. Реформы

Итак, Никон теперь патриарх. Получив высший сан и власть в Русской Церкви, он решает заняться её преобразованием в том духе, какой был угоден царю Алексею. Определенные предпосылки для реформ появились уже давно. Остро стоит вопрос об упорядочении богослужения, исправлении церковных книг и устроении школ. Но вместо того, чтобы начать глубокие преобразования, затрагивающие основы духовной жизни русского народа, патриарх Никон начинает изменять устоявшиеся традиции церковной жизни на греческие. Решительно исправляются тексты молитв, правда, их смысл от этого практически не изменяется. Но соблазн в души простых людей при этом вносится немалый, гордый патриарх ведь не удосужился снизойти до объяснений, зачем вдруг и почему он перекроил все молитвословия и обряды, ввёл новые обычаи и даже облачил духовенство в одежды и облачения нового покроя, как принято у греков.

Патриарх Никон и Церковный Раскол и реформы. Старообрядчество. Благовестникъ. История России в историях

Наконец, по всей Русской Церкви объявлено, что отныне верующим надо креститься тремя пальцами вместо двух. Земные поклоны на великопостной молитве св. Ефрема Сирина заменены поясными. Крестные ходы теперь проходят в обратном направлении — против солнца, а не «посолонь», как было раньше. Кроме того, вводится троекратное пение торжественного церковного возгласа «аллилуйя» вместо двукратного. Имя Христа по новым правилам следует писать, как «Иисус» с двумя «и» в начале, а не «Исус» с одной, как было раньше.

И вот тут-то многие верующие, которым никто не почитал нужным объяснить причины и смысл производимых перемен, начинают воспринимать реформу Никона как нарушение и искажение церковных традиций. Многие прямо называют богохульством замену обрядов, устоявшихся в Русской Церкви с незапамятных времен, на греческие. При этом люди XVII века были просто не в состоянии грамотно разобрать, что в русской и греческой обрядовой практике сохранилось, от глубокой старины, а что стало плодом нововведений. А главное понять, что в духовной жизни важнее всего не обряд, а жизнь во Христе, следование за Ним и Его заповедями, человеку той эпохи было очень непросто.

Между тем, на Руси хорошо помнят, что Греческая Церковь в XV веке запятнала себя заключением Флорентийской унии с католиками. Поэтому её обрядовую традицию, которую теперь навязывают русским, многие прямо считают плодом латинского влияния и называют еретической. Тех, кто открыто порицает реформы Никона начинают называть старообрядцами и староверами (последнее, конечно, несправедливо, ведь изменения в обряде никак не затрагивали православной веры).

Безусловным лидером старообрядцев становится протопоп Аввакум, бывший соратник патриарха Никона по кружку «ревнителей благочестия». Подробнее о нём и его последователях мы поговорим в отдельном выпуске.

1654 год. Несмотря на волну непонимания среди людей, церковный Собор одобряет реформы Никона. Лишь один епископ Коломенский Павел, который вовсе не был противником реформ, попытался робко напомнить, что многие особенности старого русского обряда отражены в древних рукописных книгах, а значит, их не следует считать новшеством и заменять на греческие. Однако за это Павел разгневанным патриархом был тут же лишён сана (причём, даже без соборного суда) и отправлен в ссылку, где он вскоре погиб. После этого уже никто из иерархов Русской Церкви не дерзал возразить патриарху, которого всецело поддерживал царь. Так что все последующие церковные Соборы вновь и вновь высказывались за продолжение реформы. Никон же, вместо того, чтобы объяснить своей не слишком образованной, но глубоко религиозной пастве смысл проводимых преобразований (впрочем, вряд ли он и сам понимал его в полной мере), каждый раз пытал сослаться на авторитет греческих патриархов и традицию Греческой Церкви. Но русских людей XVII века, привыкших считать себя «гражданами Третьего Рима», это мало убеждало.

Почему Никон шёл напролом в вопросе проведения реформ? Прежде всего, потому что свято верил, что на его стороне всегда будет царь Алексей Михайлович, который собственно и инициировал эти реформы. Действительно, поначалу Алексей Михайлович буквально души не чаял в Никоне и всячески ему покровительствовал. Он задарил своего любимца новыми земельными владениями, богатыми вкладами, разного рода привилегиями.

С разрешения царя патриарх начинает строительство трёх грандиозных ставропигиальных монастырей, которые Алексей Михайлович сразу же дарит патриарху в личную собственность вместе с их гигантскими земельными вотчинами и множеством приписных малых обителей и скитов.

В 1653 году начали строить Иверский монастырь на Валдае. В 1656 году патриарх Никон получает от царя разрешение основать монастырь на Кий-острове, где когда-то Никон спасся от бури после бегства от преподобного Елеазара Анзерского. Позднее эта обитель стала известна как Онежский Крестный монастырь. В этом же году Никон основывает Новоиерусалимский Воскресенский монастырь и делает его своей главной подмосковной резиденцией.

При Никоне внешний блеск патриаршего служения достигает пика. Даже по московским меркам богослужения, которые совершает патриарх Никон, становятся невероятно роскошными и пышными. Патриарху сослужат до 75 священнослужителей одновременно. Облачения и утварь в Успенском соборе Кремля и патриарших монастырях блещут поистине царским великолепием. Всё украшено драгоценными камнями, жемчугом и золотом. Все пудового веса — под стать исполину-патриарху.

Возвеличить патриаршество, сделать власть патриарха абсолютной — такую идею, чуждую православному пониманию Церкви как соборной, продвигает Никон. В Русской Церкви ему это почти полностью удаётся. Патриарх единолично судит и низлагает не только священников, но даже епископов. Московское духовенство живёт в постоянном страхе перед своим патриархом Никоном, строгость которого всё больше стала походить на жестокость.

Но Никон мечтает о большем: он вознамерился возвысить патриаршество даже над царской властью. Вполне в духе Римского папства он считает, что церковная власть должна иметь приоритет над светской. Патриарх претендует на роль соправителя царя, как некогда Филарет фактически правил государством при Михаиле Фёдоровиче. Причём, царь Алексей Михайлович сам фактически дал к тому повод, разрешив Никону именоваться не «великим господином», как всегда было принято по отношению к патриарху, а «великим государем» (такое исключение прежде было сделано в Русской Церкви лишь для патриарха Филарета Романов — как для отца правящего царя).

До поры до времени царь Алексей, благоговевший перед Никоном, не замечал его честолюбивого замысла. Но со временем в их отношениях произошли большие перемены.

1654 год. Никон советует Алексею Михайловичу принять предложение Богдана Хмельницкого и присоединить Малороссию к Московскому государству. Это закономерно приводит к войне с Речью Посполитой. Молодой царь, жаждущий военных побед, отправляется к войску, оставив Никона вместо себя фактическим главой государства. Такое положение Никона еще более распаляет в нем стремление возвыситься над царской властью. При этом с московскими боярами Никон ведёт себя крайне высокомерно, настраивая их против себя.

Между тем, за время военных действий повзрослевший царь Алексей Михайлович становится гораздо более самостоятельным, входит во вкус власти. А бояре тем временем регулярно жалуются ему на Никона, обвиняя его в покушении на властные полномочия монарха. Постепенно царь начинает смотреть на Никона по-другому и видеть в нём своего соперника.

Поначалу война шла очень успешно для русских. Был освобожден Смоленск. У поляков была отвоевана вся Белоруссия. Русское войско заняло Вильну. Но за время войны Российское государство сильно истощилось. К тому же Никон посоветовал царю вступить в войну и со Швецией. В затянувшейся войне Россия начинает терпеть поражения. Царь винит в этом Никона.

Отношения между Никоном и Алексеем Михайловичем сильно портятся. Государь больше не приглашает патриарха на государственные приёмы, да и сам не посещает патриаршие службы в Успенском соборе. В конце концов, наступает полный разрыв. Царь запрещает Никону титуловаться «великим государем» — тем самым прямо указывая ему на причину перемены отношения к нему.

Но Никон не может смириться с охлаждением царя к нему. Чтобы впечатлить и ошеломить Алексея Михайловича и побудить его вернуться к прежним дружеским отношениям, Никон объявляет, что потому слагает с себя сан патриарха и удаляется в Воскресенский Новоиерусалимский монастырь. Никон надеется, что государь испугается и позовет его обратно в Москву. Однако этого не происходит. Никон вынужден в течение нескольких лет оставаться в непонятном статусе самовольно оставившего служение предстоятеля Русской Церкви и жить в своих ставропигиальных монастырях. Интересно, что как только Никон оказался в таком положении и лишился поддержки царя, он сразу же утратил всякий интерес к церковной реформе по греческому образцу. В типографии его Иверского монастыря книги, изданные после ухода Никона из Москвы, печатались уже по старым, дореформенным образцам.

1666 год. Царь Алексей Михайлович созывает церковный Собор, чтобы судить Никона за отречение от патриаршества. Впоследствии он получил название «Большого Московского Собора», так как в нем участвовали также патриархи Паисий Александрийский и Макарий Антиохийский, чьё присутствие должно было придать суду над Никоном больше авторитета.

Бывшего патриарха доставляют на Собор под охраной. Ведёт себя Никон на Соборе дерзко, вины за собой не признает. В итоге Собор признаёт Никона виновным. Его объявляют лишённым сана патриарха и всех степеней священства и отправляет в ссылку — сначала в Ферапонтов монастырь, а затем в Кирилло-Белозерский. Однако, несмотря на приговор, церковные реформы Никона получают одобрение Собора — царь, инициировавший их, намерен продолжать преобразования. Тогда же противники нововведений подвергаются гонениям. Но хуже всего было то, что с подачи греческих богословов, не менее безграмотных, чем вожди старообрядцев, старый русский обряд был осужден, а его сторонники объявлены еретиками. Это завершает оформление раскола в Русской Православной Церкви.

Незадолго до смерти Алексей Михайлович всё же просит у Никона прощения. Его сын Феодор Алексеевич возвращает Никона из ссылки в столицу. Однако бывший патриарх до Москвы так и не доехал — он скончался в дороге в 1681 году. Похоронили его в соборе Воскресенского Ново-Иерусалимского монастыря. По просьбе царя Федора восточные патриархи отменили соборный приговор 1666 года и посмертно восстановили Никона в сане патриарха.

Заключение

Церковные реформы, проведенные патриархом Никоном в 1650-х годах, были направлены на изменение существовавшей тогда в Русской Церкви обрядовой традиции. Она должна была стать одинаковой с греческой. Однако народ воспринял реформы как посягательство на веру. В Русской Церкви произошёл раскол: часть населения встала на сторону патриарха Никона, другая осталась верной старым традициям. Так возникло старообрядчество.

Из-за конфликта Никона с царем отношения Русской Церкви с государством существенно осложнились, авторитет Церкви сильно упал. Государство становилось всё более светским и стремилось к абсолютной монархии, в которой царь был единственным центром власти. Патриарху в этой картине мира больше не было места. Поэтому сын Алексея Михайловича Пётр 1 впоследствии вовсе упразднил патриаршество, оставив Русскую Церковь без предстоятеля на несколько долгих веков.

С вами был Благовестник.

Статьи