Предисловие
У князя Владимира было 12 сыновей. Большинство из них выросло ещё в языческой среде. Это отразилось на их мировоззрении. Лишь двое младших — Борис и Глеб — родились уже после Крещения Руси и воспитывались в христианской традиции. Несмотря на разницу в возрасте достигший зрелости Борис и совсем юный Глеб были неразлучны во всём.
Владимир особенно любил младших сыновей за их христианские добродетели, которых не видел в старших. Даже когда Борис вырос и получил от отца отдельное княжество — Ростов, отец расставался с ним с большой неохотой. Глеба, получившего Муром, он и вовсе долго от себя не отпускал.
В 1015 г. великий князь тяжело заболел. Как раз в то время на Русь опять напали печенеги. Владимир, истощённый болезнью, поручил Борису возглавить войско и защитить границы государства. Примечательно, что он возложил столь важную задачу не на старшего сына Святополка, которому должен был отойти киевский престол, а на младшего. Возможно, Владимир вообще намеревался изменить порядок престолонаследия в пользу Бориса, так как Святополку не доверял, ведь тот в своё время поднял против него мятеж. Однако осуществить свои замыслы Владимир не успел, поскольку летом 1015 года умер от болезни.
Святой Борис
Смерть князя Владимира стала отправной точкой для очередной усобицы. Святополка не могли не беспокоить симпатии отца к Борису и Глебу. Младшие братья казались ему угрозой. Поэтому Святополк, не мешкая, занял киевский престол сразу после смерти отца. Опасаясь свержения, он принялся переманивать сторонников Бориса к себе всеми возможными способами. Но ничего не помогало. Киевляне хранили верность Борису. Тогда Святополк послал к брату наёмных убийц. Борис в то время возвращался из похода против печенегов и ни о чём не подозревал. Когда он разбил лагерь на реке Альте, ему пришла весть о смерти отца и недобрых замыслах брата. Воины уговаривали Бориса выступить против Святополка, но он наотрез отказался. Как христианин, Борис считал, что поднять руку на родственника — большой грех. Поэтому он признал главенство Святополка. Разочарованные дружинники покинули предводителя. С ним осталось лишь несколько самых преданных человек. Была суббота. На закате Борис приказал служить в своём шатре вечернюю службу. Убийцы явились к нему под покровом ночи, когда он стоял на молитве, и изрубили его мечами. Потом Бориса ещё живого завернули в ткань шатра и повезли к Святополку в Вышгород. Убийцы хотели доказать, что воля нынешнего великого князя исполнена. Однако по дороге Борис громко стонал от боли, и испугавшиеся наёмники всё же добили его.
«Святой страстотерпец Борис»
Картина художника Е. Демакова
Святой Глеб
Вскоре произошло и убийство на Глеба. Святополк отправил в Муром весть, что князь Владимир болен. Это была ложь, к тому моменту их отец уже умер. Глеб этого не знал и тотчас поспешил в Смоленск, чтобы оттуда спуститься в Киев по Днепру. Недалеко от Смоленска ему пришло послание от сестры Предславы, жившей в Киеве. Она предупреждала о смерти отца, об убийстве Бориса и о нависшей над самим Глебом угрозе. Тогда юный князь, как и его брат, отказался пойти на Святополка войной. Святополк, выросший в языческой среде, где кровные узы и клятвы не значили ровным счётом ничего, посчитал, что Глеб не только станет его соперником в борьбе за киевский престол, но и будет мстить за Бориса. Он послал ему навстречу самых отъявленных головорезов, каких только смог найти. Наёмные убийцы выследили Глеба недалеко от Смоленска, когда тот плыл вниз по Днепру, но не осмелились убить князя самостоятельно. В итоге Глеба зарезал его собственный запуганный наёмниками повар. Неразлучные при жизни, Борис и Глеб стали столь же неразлучны и в своём мученическом подвиге и верности Христовым заповедям.
«Гибель князя Глеба»
Картина художника Е.Кравцова
Заключение
Весть об убийстве Бориса и Глеба потрясла страну. В тоже время их смерть стала наглядным примером христианской веры для новокрещённых русских людей. Вместо того, чтобы в борьбе за престол начать кровавую усобицу, как это всегда было принято в языческие времена, князья предпочли умереть, но не согрешить. В народе Святополка за его поступок прозвали «Окаянным». Узнав о случившемся, княживший в Новгороде Ярослав понял, что может оказаться следующим в списке. Он собрал дружину и пошёл на брата войной. Между ними завязалось жестокое противостояние. Победу одерживал то один, то другой. Но вот, наконец, в 1019 г. дружина Ярослава окончательно разбила войско Святополка на берегу реки Альты, именно там, где за четыре года до того был убит Борис. Поражение заставило Святополка сбежать в западные земли, где он вскоре и умер. Ярослав же сел на княжение в Киеве.
«Святополк Владимирович Окаянный»
Картина Художника В.Шереметьева
После окончания междоусобицы, Ярослав приказал разыскать тело Глеба и похоронить его рядом с Борисом в Вышгороде. Когда тело разыскали, оно оказалось нетленным и приятно пахнущим. Даже плотоядные звери его не тронули. Это стало первым из многих знамений святости юных князей. В летописях содержится множество рассказов о чудесах исцеления, происходивших на месте погребения Бориса и Глеба. Через некоторое время их мощи перенесли в специально построенный Ярославом храм. Вскоре святых, уже почитаемых в народе, канонизировали официально. Так благоверные князья Борис и Глеб стали первыми русскими святыми. Их причислили к лику страстотерпцев.
«Святые Борис и Глеб»
Картина художника Е.Демакова
До наших дней их мощи не сохранились — они были утеряны в период Батыева нашествия на Русь. Тем не менее память о мученическом подвиге Бориса и Глеба живёт до сих пор. Церковь почитает их за верность Христу, за мужество и смирение перед лицом смерти. Святые благоверные князья смогли исполнить одну из самых трудных заповедей Христа — возлюбить своих врагов. Их подвиг наглядно показывает, какое мощное влияние оказало Крещение Руси на духовно-нравственное преображение русского народа. Князья Борис и Глеб стали первыми святыми молодой Русской Церкви среди многих тысяч, которых она затем явила за свою более чем тысячелетнюю историю. Впоследствии подвиг страстотерпцев во многом повторила семья последнего русского императора Николая Второго.