Когда речь заходит о возникновении христианства на Руси, непременно хочется сказать, что всё началось со святых равноапостольных князя Владимира и княгини Ольги. Однако тонкий ручеёк евангельского откровения на нашей земле стал пробиваться ещё в далёком I-ом веке.
С вами Благовестник, и сегодня мы поговорим о начале проповеди христианства на территории будущего Российского государства и канонической территории Русской Православной Церкви.
1 часть. Проповедовал ли св. апостол Андрей Первозванный на Руси?
Согласно древнерусским летописям, и прежде всего древнейшей из них — «Повести временных лет», христианство на территории будущей Руси появляется в первом веке. После того как Христос воскрес, и вознёсся на небо, апостолы продолжают распространять повсюду Его учение. Потому этот век в церковной истории и называют апостольским. Стоит отметить, что древнерусские летописцы не пытались навязать идею прямого преемства Русской Церкви от самих апостолов. Речь идёт лишь о предании о пребывании святого апостола Андрея Первозванного на территориях, впоследствии ставших Русью. Посвящённое этой теме слово, входит в состав «Повести временных лет».
По преданию, которое полностью подтверждают раннехристианские источники, апостол Андрей, прежде всего, посещает Крым. Долгое время он живёт в Херсонесе, организовывает там христианскую общину. Интересный факт: именно в этом городе почти спустя 8 веков примет крещение князь Владимир со своей дружиной.
А далее, согласно «Повести временных лет», апостол Андрей поднимается вверх по Днепру, к тому месту, где позже появится Киев. Там на горе он, помолившись, водружает крест. Забегая вперёд, отметим, что уже после Крещения Руси, именно на этом месте (как верили жители Древней Руси) будет построен храм. И сейчас здесь стоит Андреевская церковь — творение петербургского зодчего Растрелли, возведенная по приказу русской императрицы Елизаветы Петровны.
Затем апостол Андрей продолжает свой путь на север, и добирается до тех краёв, где потом был возведён Великий Новгород.
Конечно, многое в рассказе «Повести временных лет» о путешествии апостола Андрея на север выглядит как легенда. Это вполне объяснимо, ведь древнерусский летописец писал о событиях тысячелетней давности. Тем не менее, основная канва этого рассказа выглядит вполне реалистичной.
Учитывая, что античный мир в то время активно торговал с северными «варварами», апостол Андрей вполне мог проделать описанный в летописи путь, при чём без особых проблем. О процветании торговли жителей Восточной Европы с Римской империей и её античными городами Северного Причерноморья говорит обилие римских монет, которые до сих пор находят вдоль бассейна Днепра и в соседних областях. И хотя многие историки XIX и XX века сомневались в том, что Андрей Первозванный поднимался вверх по Днепру, сегодня можно признать, что он вполне мог проделать такой путь вместе с древнеримскими купцами. Хотя реальных доказательств этому нет, что в общем, тоже объяснимо. Места эти в ту пору были дикие, едва ли их жители имели возможность как-то задокументировать факт пребывания апостола в своих краях. К тому же вскоре последовала эпоха Переселения народов, и земли будущей Руси стали буквально «проходным двором» Европы — множество народов то поселялись здесь, то уходили в иные земли.
Между тем, существуют древние, но очень достоверные свидетельства о том, что апостол Андрей определенно бывал в «Скифии», то есть на землях Крыма и Северного Причерноморья. Наименование «Скифия» в то время чаще всего употреблялось применительно к обширной области между Дунаем и Доном. В древние времена эти реки назывались Истр и Танаис. Позднее византийские писатели называли «скифами» любые народы, жившие в той области, без разбору, в том числе и славян.
Ещё в начале III века о проповеди Андрея Первозванного в Скифии писал знаменитый александрийский богослов Ориген. И, кстати, первый христианский историк IV века Евсевий Кесарийский считал его мнение достоверным. Упоминали о путешествии апостола Андрея к «скифам» и многие другие позднеантичные и византийские авторы. Так, например, византийский монах Епифаний в IX веке побывал в Северном Причерноморье и повсюду встречал у местных народов предания о Первозванном ученике Христа. Позже, на основании этих рассказов, Епифаний создал очень подробное житие апостола Андрея, из которого следует, что тот бывал в причерноморских землях аж целых три раза. Ещё спустя много времени, уже в XI веке, появилась похвала апостолу Андрею от византийского писателя Никиты Пафлагонянина. Все эти авторы уверенно утверждали, что святой Андрей Первозванный бывал в «скифских» землях.
Вот какая получается картина. С одной стороны, множество источников указывают на то, что апостол Андрей посещал Крым и Северное Причерноморье. С другой стороны, нет никаких явных доказательств того, что он продвинулся из Крыма вверх по Днепру до Киева, и уж тем более до Новгорода, которых, как вы понимаете, в ту пору просто вообще не было на карте. А потому однозначно подтвердить или опровергнуть строки «Повести временных лет» нельзя.
Но тем не менее, с уверенностью можно сказать, что апостольская проповедь действительно коснулась земель, которые впоследствии стали Святой Русью. А теперь эти места — и прежде всего, Крым, — входят в состав Российской Федерации и являются канонической территорией Русской Православной Церкви.
2 часть. Вопрос преемственности
Почему же в «Повести временных лет» столько внимания уделено преданию об апостоле Андрее? Прежде всего, потому, что наши предки издревле почитали его как небесного заступника Святой Руси, веря, что Андрей Первозванный благословил будущую русскую землю. И это имело для Древней Руси огромное значение.
Показательно, что в память об апостоле Андрее некоторые древнерусские князья получали при крещении имя Андрей. Среди них — сын Ярослава Мудрого, Всеволод. Он впоследствии даже основал монастырь в Киеве в честь святого Андрея Первозванного.
И впоследствии в России апостола всегда очень любили и почитали. Во многих городах в честь него освящены храмы. В имперский период российской истории почитание апостола Андрея не только не угасло, но, напротив, усилилось. В его честь был учреждён орден, который впоследствии стал высшим знаком отличия Российской империи.
И, конечно, все мы не раз видели знаменитый Андреевский флаг военно-морского флота, который был учреждён в честь святого апостола императором Петром Первым, — в центре его полотнища помещен знаменитый косой крест, на котором был распят первый ученик Христа.
Нужно заметить, что все эти действия — освящение храмов и монастырей, учреждение наград и всё остальное — это не попытка показать свою преемственность от учеников Христа. Всё это делалось на Руси, а потом в Российской империи, а затем и в нынешней России из исключительно любви к святому. Проповедь святого апостола на территории будущей России хоть и ощущалась как некая преемственность Русской Церкви, но всё же ей не являлась. По крайней мере, это никогда не было аргументом на политической арене. Никогда не было попыткой перетянуть одеяло главенства в христианском мире, как это делали римские епископы в средние века, например, или нынешняя Константинопольская церковь сейчас.
Древнерусские летописцы в своё время весьма здраво смотрели на предание о проповеди апостола Андрея на Руси. Его почитали как первого проповедника христианства на нашей земле, но в то же время честно признавали, что непосредственно к Крещению Руси — как Фотиеву, так и Владимирову — он отношения не имел.
3 часть. Проповедь на Кавказе и Закавказье
Северное Причерноморье было не единственной областью будущей России, где проповедовали Евангелие в первые века христианства. Вы, возможно, удивитесь, но в Закавказье Христова вера пришла уже в IV веке. Армения была крещена благодаря подвижнической деятельности святого Григория Просветителя. Почитается в лике равноапостольных и Святая Нина. Она известна как просветительница территории, которая впоследствии стала нынешней Грузией. Из Закавказья христианство постепенно проникло и на Северный Кавказ. В X веке в Алании — нынче это Северная Осетия — возникла целая православная митрополия. Но после череды политических потрясений и нашествий монголов христианство в Алании практически исчезло и возродилось среди осетин лишь после того, как эти области были присоединены к Российской империи в конце XVIII — начале XIX вв.
Заключение
Как уже говорилось ранее, начало проповеди Евангелия на территории, где позже возникло русское государство, и была образована Русская Православная Церковь, относится к апостольским временам. Из источников мы знаем, что в IV–V веках в Северном Причерноморье уже существовали первые епископские кафедры, хотя появились они, скорее всего, намного раньше. Именно они предшествовали на этой земле будущим епархиям Русской Церкви и сыграли огромную роль в христианизации народов Восточной Европы.
Стоит ещё раз напомнить, что именно в Херсонесе, где проповедовал апостол Андрей Первозванный, впоследствии принял крещение святой благоверный князь Владимир, крестивший Русь в 988 г. Но об этом в следующей статье.
С вами был Благовестник. До новых встреч.